USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Любовь к жизни спасёт от холода и жары

Наталья НАШТАЛОВА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Известный ученый объяснил, почему сибирякам больше, чем другим жителям России, жизненно важно холить и лелеять свой организм.

Новосибирцы в этом году уже успели почувствовать себя жителями курортных городов. Море, солнце, пляж — все это было. Напомним, 2 июля столбики термометров показали 34 градуса! Рекорд 1948 года побить не удалось, тогда в Новосибирске было на два градуса жарче, но то ли еще будет.

Сейчас мы отдыхаем от зноя и чуть-чуть мерзнем благодаря циклону, пришедшему с Урала, но жара обещает вернуться. По информации Новосибирского гидрометцентра, с 11 июля наметится тенденция к потеплению, а во второй декаде днем опять будет +24…30  градусов при минимальных осадках.

Зачем вам в Египет?..

Одни жаре рады — когда еще сибирякам брать реванш за долгие зимы? А для других, например новосибирского пенсионера Владимиру Бокову, общение со зноем — сплошное мучение.

— Как приходит жара, — рассказывает бывший военный, который семь лет назад пережил инсульт и с тех пор вынужден принимать лекарства, — просто не знаю, куда себя деть. Хожу по квартире, маюсь, открываю все двери, окна, чтоб был сквозняк. По мне лучше, когда холодно и дождь. Ума не приложу, зачем люди тратят деньги и едут в какое-нибудь пекло, Египет или Таийланд?

— Он страдает, и я переживаю, глядя на него,  — вступает в разговор жена Ольга Сергеевна. — Ванну ему прохладную наберу, полежит, успокоится, потом опять ему жарко…

Словам Владимира Петровича и его супруги охотно веришь: знойные дни — серьезное испытание для пожилых. О том же твердит и медицинская статистика. Когда на градуснике плюс 30, всегда фиксируется всплеск вызовов в скорую помощь. Одних пенсионеров упадок сил застает на даче, других — только после возвращения с трудовой вахты на грядках.

О причинах плохого самочувствия пожилых или просто не совсем здоровых людей в жаркие дни нам рассказал Вячеслав Хаснулин, известнейший сибирский ученый, доктор медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории механизмов дезадаптации Научного центра клинической и экспериментальной медицины СО РАМН.

Жара, бури и солнечный ветер

— Для здоровых людей, у которых адаптивные ресурсы в норме, — рассказывает Вячеслав Иванович, — любая погода — благодать. Несмотря на сильную жару или, наоборот, заметное снижение температуры за окном, они активны, у них хорошее настроение. Организм легко приспосабливается к переменам, высвобождая скрытые резервы.  

Если же человек имеет набор хронических заболеваний или очень переутомлен, он реагирует по-другому. Чаще всего плохо жару переносят люди, у которых повышено артериальное давлением или диагностированы заболевания сердечно-сосудистой системы: гипертоники, гипотоники, обладатели диагноза «ишемическая болезнь сердца».

Когда жарко, все органы и системы у них работают на износ. Поэтому они и фиксируют угнетенное состояние, слабость и снижение иммунитета.Если к жаре примешиваются перепады атмосферного давления и магнитные бури, что мы наблюдали на территории области в последних числах июня — начале июля этого года, то их  самочувствие ухудшается еще заметнее.

— С 21 июня по 3 июля была протонная вспышка на Солнце, — рассказывает профессор. — На землян через определенное время обрушился солнечный ветер, несущий небольшую дозу облучения. Молодежь вряд ли ощутила, а вот пожилые люди почувствовали.

Дальше — с 4 по 6 июля, продолжает Вячеслав Хаснулин, происходили магнитные бури. Метеозависимые новосибирцы наверняка ощущали перепады настроения, необъяснимые приступы страха и тому подобное. В дни, когда погода нестабильна, все психоэмоциональные реакции у чувствительных людей заметно обострены.

Тратим силы на стресс

В ходе разговора с профессором Хаснулиным выясняем, что все нам, сибирякам, не слава богу. Казалось бы,  зимой-то и здоровые и закаленные молодые, и пожилые, которым жара что каторга, должны быть счастливы, ан нет.

Когда идет похолодание, ближе к зиме, говорит Вячеслав Иванович, также фиксируется рост обострений сердечно-сосудистых заболеваний. Дело в том, что восстановительные процессы в организме в это время замедляются, а людям надо работать, платить кредиты, жить — так происходят нервные срывы.  

Здесь мы подходим к фундаментальной, но далеко не радующей нас истине…

— Дело в том, что Западная и Восточная Сибирь, куда веками ссылали каторжан, —  место малопригодное для жизни. Не зря она пустовала тысячелетиями, и даже монголы, китайцы, которые всегда были под боком, никогда особо сюда не рвались, обходили эти территории стороной, — говорит профессор Хаснулин.

Дело не в одном только холоде — в Сибири большое количество физических аномалий: гравитационных, магнитных и других. Приспосабливаясь к этому фону, мы тратим очень много сил.

Предки-азиаты, ау!

Основная причина столь грандиозных трат нашей жизненной силы, развивает тему профессор, в том, что большая часть сибиряков — приезжие. Наш край что Ноев ковчег. Одни прибыли сюда вместе с эвакуированными заводами во время войны, другие — на великие социалистические стройки. Все это было по хронологическим меркам не так давно. Поскольку у сибиряков не сформирована генетическая привычка жить в таких климатических условиях, значит, все идет внутри нас тяжело и с перебоями. Это ханты, манси, другие коренные народы могут жить в Сибири по 120 — 130 лет, и такие примеры встречались, а мы, к сожалению, не столь долго.  

Все эти факты не домыслы и не рассуждения за самоваром…

— В 1870 году, при царе, проводились исследования, и было доказано, — говорит Вячеслав Иванович, — что 70 процентов сибиряков находятся в состоянии климатогеографического стресса. Пока у них достаточно внутренних резервов, они чувствуют себя нормально, как только ресурсы на исходе, а в условиях Сибири расходуются они быстрее, неизбежно приходят болезни и раннее старение. Современная статистика подтверждает этот печальный вывод. Смертность трудоспособного населения у нас в среднем на 26 процентов выше, чем в европейской части России.

Однако паниковать рано. По словам профессора Хаснулина, 30 процентов сибиряков можно причислить к счастливчикам, они имеют предков, которые жили здесь с далекой древности, попали сюда в XII — XVII веках или позднее, во время столыпинской реформы, а значит, имеют генетическую способность жить в Сибири без особого ущерба для здоровья. Другие 40 процентов обладают хорошей способностью приспосабливаться. Получается, лишь 30 процентам сибиряков жить здесь противопоказано.

Активный досуг нам в помощь

Легко сказать: уезжай на юг, ведь здесь, в Сибири, дом, семья, работа… Тем, кто не имеет в родословной предков-азиатов или покорителей Сибири, профессор Хаснулин напоминает о волшебной силе профилактики. В наших краях соблюдать режим питания (в рационе новосибирца должно быть много белков и мало углеводов), труда и отдыха необходимо обязательно.

— Нам, сибирякам, надо любить и беречь себя, — говорит Вячеслав Хаснулин. — Это значит, что мы не должны слишком много работать, обзаводиться вредными привычками. Напротив, нам необходимо заботиться о разнообразии наших будней.

Походы в кино, театр — все это отличный способ расслабиться, разгрузить левое полушарие мозга, которое обычно занято на работе. Снимаешь эту гору с плеч — и сразу становишься более защищенным. Напомним, чем активнее функционирует правое полушарие мозга, тем лучше наш организм приспосабливается к переменам извне и к любому ЧП.

Впрочем, стресс стрессу рознь. Наш организм, продолжает Вячеслав Иванович, все еще остается большой загадкой. Необъяснимо, но факт: когда житель нашей территории сознательно идет на какое-то испытание, например из Сибири на некоторое время едет на Север, где климат еще более суровый, или отправляется в жаркие тропики, поднимается в горы, он заряжается на этой смене температур и обстоятельств и просто становится новым человеком. Гораздо более сильным, чем был раньше.  

— Здесь мы говорим, конечно, — уточняет Вячеслав Иванович, — преимущественно о здоровых людях. Пожилые после таких поездок, к сожалению, чаще не крепнут, а наоборот, ослабляют иммунитет. Им больше походит не экстремальная, а спокойная курортная программа, например поездка в Крым.

Шпаргалка на случай жары

1. Если в знойный день приступ дистонии (головокружение, потемнение в глазах) застал вас на улице, обязательно отойдите в тень. Можно даже прилечь на травку.

2. Носите с собой салфетки с нашатырным спиртом. Ими нужно аккуратно потереть виски и помахать перед носом. Резкий запах поможет немного прийти в чувство.

3. Если на улице подскочило давление, дома примите таблетку и полежите, накрыв голову влажным полотенцем.

4. В жару пейте побольше прохладной воды, желательно с лимоном. На стакан воды выжать половинка лимона. Это восстановит потерянный вместе с потом витамин С, который, как известно, укрепляет сосуды и мягко снимает спазмы.

Кстати

По наблюдениям ученых, если бы перепады из жары в холод в Сибири случались регулярно, это изменило бы ландшафт нашей области. При продолжительной жаре начала бы формироваться флора полупустыни, при чередовании дождей и сильной жары — тропики.