Капитал для поликлиники
Для решения острых социальных проблем региона привлекут внебюджетные финансовые ресурсы.
Год назад областной Минздрав сообщил о намерении построить в областном центре семь новых поликлиник, таков дефицит учреждений первичного звена в Новосибирске. Город ежегодно прибавляет в жилищных квадратах. Нагрузка обслуживания пребывающих пациентов ложится на действующие поликлиники. Проект строительства новых объектов основывался на принципе ГЧП. Предполагалось, что основную нагрузку возьмет на себя частный капитал, то есть основные средства привлекут частные компании.
Однако обстоятельства особенно за последние полгода менялись стремительно. Задача поставлена и не снималась, но её решение влечёт массу трудностей. От той инвестиционной модели, которая виделась изначально, пришлось пока отказаться.
Деньги, ставки и развитие территории
— Надо понять интересы бизнеса, который в любом проекте, будь он социальный или нет, в первую очередь считает свою доходность, прозрачность и обозримость периода возврата вложенных средств. Чем больше срок возврата средств, тем уже круг потенциальных партнеров из числа частных инвесторов, — говорит Тарас Демиденко, директор департамента негосударственных инвестиций ОАО «АИР». — Если в социальном проекте нет коммерческой составляющей, то, как правило, нагрузка на реализацию таких объектов ложится на плечи бюджета.
Кредиты? Но с существующими процентными ставками запускать не только социальные, но и производственные проекты тяжело. Особенно, когда речь идет о больших сроках окупаемости и возврата инвестиций. Даже при ключевой ставке 12 процентов, которую мы сейчас имеем, не говоря о начале года. Если условно взять, что стоимость всей программы по строительству поликлиник в Новосибирске с учетом оборудования стоит 7 миллиардов рублей, то через 10 лет инвестору надо отдать 14 миллиардов. Налоговая база региона не растет такими темпами. Соответственно или проект остается под большим вопросом, или надо изыскивать альтернативные варианты финансирования. Это возможно только при условии, что проекты предусмотрят возможность заработка для бизнеса. Есть опыт Московской области в создании ГЧП проектов в медицине, где не все проекты могут быть коммерчески привлекательными. Выделяется четыре основных направления: перинатальные центры, нефрология, диализ и онкология.
Но мы-то речь ведем о первичном звене. Где в поликлинике заработаешь? На приоритете приема больных? Платные талончики мы, кажется, уже проходили…
Агентство инвестиционного развития Новосибирской области с Внешэкономбанком и Всемирным банком возможности этих институтов развития в сопровождении социальных проектов ГЧП в Новосибирской области.
— Всемирный банк — один из ведущих международных институтов развития, приоритетное направление его деятельности — содействие развитию именно социальной сферы, — рассказывает Тарас Демиденко. — Внешэкономбанк — национальный некоммерческий институт развития, содействующий реализации государственной социально-экономической политики, повышению конкурентоспособности национальной экономики и ее модернизации на инновационной основе. ВЭБ сотрудничает с регионами, в том числе в рамках проектов на принципах ГЧП.
«Этикет» больших капиталов
Специалисты АИР работают над перечнем направлений, в рамках которых было бы эффективным консалтинговое содействие таких крупнейших институтов развития, как ВЭБ и ВБ. После этого стороны рассмотрят перспективы формирования групп экспертов для сопровождения и продвижения проектов в Новосибирской области.
На чем же основывается уверенность, что банки развития положительно отреагируют на предложения Новосибирской области? Этим банкам в принципе интересны именно развитые регионы России. Новосибирск в этом смысле имеет достаточно неплохие позиции.
— В принципе нам дали понять, какие проекты их интересуют и как они могут в них войти, — сообщил Тарас Демиденко. — Это медицина и любые другие проекты, связанные с оказанием массовых видов услуг. Второй пласт — «зеленые проекты», связанные с экологией: мусоропереработка в различных видах, новые технологии очистки воды, стоков, а также в области энергетики. Словом, все, что связано с жизнедеятельностью человека. Далее в ряду приоритетов ВБ — образование, повышение его качества. На структуры ВЭБа мы вышли как раз с проектом строительства семи поликлиник в Новосибирске. Хотя есть и другие проекты, но начать решили именно с этого.
Основное отличие подходов Всемирного банка к проектам — высокая социальная значимость, достаточно большая доля некапитальных вложений, связанных с изменением качества предоставляемых услуг — в образовании, медицине и так далее. Непременное условие — в результате реализации проекта с участием ВБ положение дел, ситуация должна подняться на более высокий, чем в среднем на территории, уровень развития. Если речь идет о качестве медицинского обслуживания населения, то оно должно соответствовать международным стандартам. Поэтому для Всемирного банка на первом месте стоит концепция проекта. Банк не преследует никаких коммерческих целей, для них экономические показатели вторичны, не важен и срок возврата инвестиций — хоть 25 лет, хоть 50 лет, потому что они в любом случае застрахованы обязательством со стороны Российской Федерации.
— Да, ВБ не дает средства напрямую субъектам, — уточняет наш собеседник в АИР. — Финансирование идет опосредовано через министерство финансов РФ, с которым проект должен быть согласован. И прежде чем ВБ возьмет в обработку проект, еще последуют сопутствующие расходы по организации, расчету проекта, подготовке документов. Такая работа не бывает бесплатной и не делается силами одного-двух человек. Внешние привлеченные консультанты соответствующего качества и квалификации — международные юридические и консалтинговые организации назовут свою цену. Что касается Внешэкономбанка, то он не требует одобрения Минфина РФ. Главное — качественная подготовка, обоснование проекта. Для этого предлагается привлечь структуры ВЭБа, разумеется, не бесплатно, но оплату можно произвести в течение двух лет.
Вот такие нюансы. Хотя рассрочка — это всегда приятно. Но нельзя забывать, что средства, привлеченные из внебюджетных источников, даже если это банки развития, рано или поздно должны вернуться инвестору. Даже если платить по банковским счетам придется через полвека. При благоприятном раскладе в экономике область сумеет аккумулировать эту сумму.
И все-таки. Если не в рамках поликлинического обслуживания, то, скажем, сопутствующего медсервиса, не входящий в перечень ОМС, частный капитал, наверное, мог бы включиться в строительство первичек и облегчить бремя бюджетного долга? Вопрос в том, чтобы найти эту самую коммерческую составляющую и готовых инвестировать в бизнес не накоротке, а в долгосрочной перспективе, что по силам только солидным игрокам.
Кстати
На обращение редакции во Внешэкономбанк по поводу условий, которые необходимо соблюсти новосибирской стороне для открытия финансирования проектов ВЭБа, нам ответили:
«Банк осуществляет финансирование инвестиционных проектов по следующим критериям: проект должен соответствовать основным направлениям инвестиционной деятельности Внешэкономбанка; срок окупаемости проекта должен быть более пяти лет; общая стоимость проекта – более 2 миллиардов рублей (для проектов, направленных на развитие монопрофильных муниципальных образований, – более 1 миллиарда рублей); минимальный размер участия Внешэкономбанка в проекте – 1 миллиард рублей (для проектов, направленных на развитие монопрофильных муниципальных образований, – 0,5 миллиарда рублей)».
Кроме того, директор представительства Внешэкономбанка по СФО Андрей Панченко сообщил, что в 2007 году ВЭБ заключил соглашение о сотрудничестве с администрацией Новосибирской области, которое предусматривает проведение предварительной экспертизы проектов, планируемых к реализации в регионе, а также участие в финансировании инвестпроектов и экспортных операций. Представительство Внешэкономбанка в Красноярске постоянно взаимодействует с правительством региона, ОАО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области», частными компаниями – потенциальными инициаторами инвестиционных проектов.
В частности, ВЭБ профинансировал крупный инвестиционный проект строительства завода по производству изделий из ячеистого бетона автоклавного твердения. В настоящее время ведутся предварительные переговоры по нескольким проектам в области инфраструктуры.
Дочерняя компания ВЭБа – Федеральный центр проектного финансирования осуществляет подготовку проектов регионального и городского развития на условиях государственно-частного партнерства. Это проекты по развитию социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, проекты по развитию инфраструктуры государственного управления, а также проекты комплексного развития территорий, в рамках которых увязаны вопросы развития общественной инфраструктуры и экономическое или социальное развитие территории.
Юлия НАЗАРЕНКО