Негромкий юбилей поэта
На этой неделе телеканал «Культура» отмечает 75-летие Иосифа Бродского
Этот юбилей правильнее назвать негромким, видимо, потому что ни при жизни, ни после ухода Бродский не был поэтом масс, как, допустим, Владимир Маяковский или даже Марина Цветаева при всей ее эстетической элитарности.
Бродский — другой, он в чем-то вровень с веком, его породившим, — трагический и «сам в себе». Он до сих пор не только пробивает дорогу к широкому читателю, но и стучится в сердца тех, кто его по разным причинам недооценивает. Словом, Иосиф Бродский в отечественной литературе стоит особняком. И телеканал «Культура» в текущую неделю посвятил ему ряд передач, где мы сможем узнать великого и до сих пор таинственного поэта.
К 75-летию со дня рождения нобелевского лауреата, гения, замыкающего плеяду великих поэтов ХХ века, Иосифа Бродского на телеканале будет демонстрироваться документальный сериал «Возвращение» и художественный фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (24 мая, 23:00).
В основе документального сериала «Возвращение» (19 — 23 мая, 23:30) — философское эссе, размышление от первого лица, единственная запись, в которой поэт напрямую обращается к российскому зрителю. Съемки, сделанные в Венеции в 1993 году авторами Еленой Якович и Алексеем Шишовым, уникальны: это единственный и, увы, последний раз, когда один из крупнейших русских поэтов снимался для российского телевидения. Программа построена на исходных материалах, снятых во время работы над телевизионным документальным фильмом «Прогулки с Бродским».
«Век скоро кончится, но раньше кончусь я», — написал Иосиф Александрович. И как всегда напророчил. Он умер в Нью-Йорке в январе 1996 года. Осталась эта съемка, где Бродский вновь возвращается в Италию, гуляет со своим другом, поэтом Евгением Рейном по Венеции, по тому самому городу, в котором позже будет похоронен на кладбище Сан-Микеле рядом со Стравинским и Дягилевым. Как и он — изгнанниками, как и он — прославившими Россию на весь мир.
Авторы намеренно не хотели снимать Бродского в Нью-Йорке. Парадокс, но именно этого города, в котором он прожил более двух десятилетий и который подарил ему подлинную свободу, нет в стихах поэта. «Внутренне не хотелось снимать его в Нью-Йорке. Почему? Не знаю, — вспоминает Елена Якович. — Петербург не рассматривался, потому что для этого нужно было, чтобы Бродский приехал сюда. Как раз этого он делать не собирался. Всплыла Венеция. И оказалось, не случайно. С Бродским никогда ничего случайного не бывало».
Он всю свою жизнь любил Венецию и на протяжении почти 20 лет каждый год приезжал в город, так напоминавший ему родной Петербург: мосты, каналы, плеск «водички». Венецианский аристократ граф Джироламо Марчелло отмечал: «Бродский был настоящим венецианцем. Его стихи — это как вода в городе: бесконечные прилив — отлив, то выше, то ниже».
Поэт посвятил Венеции прекрасные стихи и одно из лучших своих эссе «Набережная неисцелимых». «Если существует перевоплощение, — говорил он, — я хотел бы свою следующую жизнь прожить в Венеции — быть там кошкой, кем угодно, даже крысой, но обязательно в Венеции».
Художественный фильм Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» тоже посвящен жизни Бродского. Но это не биографическая лента, это фантазийная история, в том числе с элементами анимации. Фильм был отмечен рядом наград на престижных отечественных и зарубежных фестивалях. В ролях — Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский, Григорий Дитятковский.