Первые километры Восточного
Ближайшие годы пройдут в регионе под знаком строительства и масштабной реконструкции федеральных автодорог
Как мы помним, сданный менее четырех лет назад Северный автодорожный обход Новосибирска в зону особого внимания попал только на последних этапах строительства, когда ожидание завершения гигантского объекта просто зашкаливало. Примерно так же будет и с Восточным обходом: многие знают, что он начал строиться, но пока все проходит в будничном режиме. Пока…
В ожидании рывка
В строительном городке между селами Раздольное и Гусиный Брод затишье. Хотя по количеству техники, инертных материалов и наличию завода по производству дорожного покрытия понимаешь, что оно временное ровно до той поры, пока грунт в зоне строительства Восточного обхода окончательно просохнет и позволит строителям продолжить работы, начатые в прошлом году. Совершить, так сказать рывок, подобный прошлогоднему, когда на этом участке был проделан огромный объем земляных работ и начато строительство путепровода.
Первый этап — от 14-го до 34-го километра будущей 79-километровой обходной дороги первой категории качества. Если спозиционировать на местности, то от Ленинск-Кузнецкой трассы до дороги Кольцово — Академгородок. Это будет четырехполосная цементобетонная дорога, только на первом этапе включающая в себя два моста, пять путепроводов и три транспортных развязки. Второй пусковой участок — от Северного обхода до 14-го километра — уже спроектирован.
Даже эти 34 километра, когда будут построены, станут огромным подспорьем для автомобилистов и неплохой стартовой площадкой для развития прилегающих территорий. Задача такого масштаба, понятное дело, выполняется не быстро, но по плану первый этап строительства Восточного обхода должен быть закончен в 2017 году. Как заявил начальник управления проектирования и строительства Росавтодора Тимур Лубаков, посетивший ряд регионов Сибири с инспекционной проверкой, по Восточному обходу нет никаких проблем: все работы пока идут по графику, и даже 10-процентный бюджетный секвестр, которому подверглись практически все федеральные министерства и ведомства, не должен сказаться отрицательно.
В рамках тренда
Масштабные дорожные работы скоро начнутся и на западном от Новосибирска направлении: реконструкции будет подвергнут 30-километровый участок федеральной трассы М-51. Точнее, уже начал подвергаться: генеральный подрядчик ОАО «Новосибирскавтодор» еще в прошлом году успел произвести подготовку ряда участков под дорожные работы, на некоторых отрезках конфигурация трассы была изменена.
Кардинальная реконструкция начнется от места примыкания к М-51 Северного обхода и закончится немногим далее Коченева. К 2018 году 30 километров должны превратиться в настоящий автобан — четырехполосную трассу с бетонным покрытием и бетонным разделителем встречных потоков, что позволит присвоить дороге первую техническую категорию. На участке будет шесть развязок, два моста, более 30 водопропускных труб. При этом почти десять километров пройдут по совершенно новому «руслу».
Казалось бы, что такое 30 из нескольких сотен километров, что М-51 пролегает по территории Новосибирской области? Всех проблем это все равно не решит, а узкая двухполосная «федералка» так и останется очень аварийной из-за сложностей обгона и вечной спешки водителей. Хотя ответ очевиден: лучше хоть что-то сделать для решения проблемы, чем не делать ничего.
— Двухполосных федеральных трасс в России действительно много, — отметил Тимур Лубаков, — и все их реконструировать денег не хватит. Поэтому Минтранс и Росавтодор делают упор на наиболее загруженные участки, как правило, это подъезды к крупным городам. Это и автомобилистам добавит комфорта, и на экономике прилегающей к дороге территории скажется положительно. Схожие с Новосибирской областью проекты сейчас начинают реализовывать сразу в нескольких регионах России.
И еще один тренд, которого мы будет придерживаться при реконструкции участка М-51, — цементобетонное покрытие: материал прочный, позволяющий увеличивать межремонтные сроки до 10 — 12 лет, особо необходимый для дорог с высокой интенсивностью движения и большими потоками грузовиков. Для нашего региона это не новое покрытие, однако в масштабах России оно применяется не так часто.
В России, как считают эксперты, есть большие перспективы создания дорог с современным цементобетонным покрытием. За последние годы на рынке цементной промышленности появились новые предприятия: общая мощность производства по стране превысила 100 миллионов тонн. Многие заводы выпускают новые марки цемента для применения именно в дорожном строительстве. При этом, по данным Росавтодора, общая протяженность автомобильных дорог федерального и регионального значения в стране — 505 тысяч километров, из них цементобетонные дороги составляют лишь 1,5 процента. При этом среднемировой показатель равняется 30 процентам, а в странах с лучшими дорогами, таких как Германия и США, он еще выше, причем существенно.
В свете нерешаемой задачи
В начале 2014 года Президент Владимир Путин дал поручение по реализации федерального послания 2012 года в части развития дорожной инфраструктуры. Глава государства говорил не просто об увеличении, а о настоящем прорыве — в ближайшее десятилетие как минимум удвоить объем дорожного строительства. Если переводить на язык цифр, то Президент поручил построить не менее 7 500 километров новых федеральных и более 42 тысяч километров региональных и местных автодорог.
Многие специалисты, включая министра транспорта РФ Максима Соколова, сразу отметили, что эта задача нерешаемая по целому ряду причин, да плюс ко всему еще и кризис разразился к концу прошлого года. По особой «угрозой» оказалось строительство региональных дорог, где основные проблемы связаны с недофинансированием региональных дорожных фондов за счет низких поступлений от акцизов на бензин.
В целом весомая доля правды во всем этом есть, и маловероятно, что поручение Президента, тем более растянутое на такой продолжительный срок, будет выполнено в полном объеме. Но глава государства, как кажется со стороны, заведомо ставит «нерешаемые» задачи, чтобы, стремясь к малодостижимому, сделали хотя бы то, что реально. Там крупица, там кусочек, там участок — глядишь, постепенно одна из главных бед России станет не столь беспросветной.