Ёлки-галки
Очередной, на сей раз неприятный, сюрприз новосибирцам и работникам мэрии устроили пернатые обитатели
Неадекватность поведения галок, серых, черных и гибридных ворон, как и прежде в большом количестве зимующих в окрестностях Новосибирска, нынче, по мнению некоторых горожан, может быть связана либо с сиянием кометы Лавджоя, либо с необыкновенно ярким полнолунием на безоблачном ночном небе…
Первым забил тревогу руководитель Горзеленхоза Андрей Храмов, когда при очередном обходе городских парков и скверов в конце января обратил внимание на сплошной ковер зеленых еловых веточек под хвойными деревьями в Первомайском сквере. Зеленые побеги ценных деревьев валялись на снегу, посеченные с верхушек и в середине крон словно бы с помощью мачете. От утра к утру следов буйства неведомых «вандалов» среди посадок елей в сквере становилось всё больше. «Консилиум» специалистов, срочно созванный специалистом мэрии, установил «злоумышленников». Кляксы вороньего помета на снегу, стволах и ветвях деревьев, неопровержимо лишало «алиби» непрошенных пернатых постояльцев…
Вандалы-гастролеры
Как рассказал орнитолог Алексей Яновский, в районе Новосибирска зимуют врановые птицы нескольких видов. «Если о том, откуда прилетают сюда серые вороны и галки, приходится судить лишь предположительно, так как летом они гнездятся как в самом Новосибирске, так и в области, то о родине черных и гибридных ворон можно говорить более определенно, — рассказывает Алексей Павлович. — Скорее всего, черные и гибридные вороны прилетают к нам на зимовку из восточных районов Кузбасса и из Красноярского края. Сроки пребывания зимующих ворон и галок в Новосибирске обычно охватывают период с середины октября по середину марта».
Массовые, насчитывающие несколько тысяч особей, скопления зимующих серых, черных и гибридных ворон, а также галок, в районе Новосибирска известны в течение четырех последних десятилетий. Их привлекают сюда большие городские свалки, с недавних пор более благозвучно называемые полигонами твердых бытовых отходов (ТБО), которые располагаются в окрестностях мегаполиса. Свалки служат этим птицам источниками корма в форме пищевых отбросов, различных съедобных для птиц отходов пищевой промышленности, предприятий торговли, общепита и т.п.
— В прежние годы птицы перечисленных выше видов, которые относятся к семейству врановых, концентрировались вблизи свалок не только днем, но и оставались на ночь на окраинах города в скверах и пригородных лесах, — продолжает Алексей Яновский. —
С развитием искусственного уличного освещения, начиная 2006 года по настоящее время, зимующие в районе Новосибирска врановые стали собираться на ночь в черте города всё ближе к центру, хорошо освещенному уличными фонарями и иллюминацией. В те зимы, когда на городских аллеях бульварах и скверах было много плодоносящих рябин и ранеток, серые вороны прилетали вечерами ближе к центру города не только для ночного отдыха, но и для кормежки ягодами. При этом птицы удивляли прохожих и водителей автомобилей, проезжающих вдоль посадок рябин, своими акробатическими кульбитами над деревьями. Нынче ввиду неурожая на ягоды рябины и скудного урожая на плоды ранеток, птицам, прилетающим на ночевку, приходится довольствоваться кормом, съеденным на свалках, и не рассчитывать на вечерний ягодный десерт…
Месть пернатых
Естественно, соседство с вороньим столпотворением никому из новосибирцев не нравится. Неприятное громкое карканье, одно это уже портит людям настроение. Вороний помет к тому же пачкает автомобили и мрамор у подъездов и на крылечках современных зданий. Такова плата за наличие свалок твердых бытовых отходов в окрестностях мегаполиса. Должная утилизация отходов без их длительного предварительного складирования, тем более под открытым небом, как сейчас, устранила бы причину, по которой существуют нежелательные скопления зимующих врановых птиц.
Нынешней зимой негативных последствий от скопления в центральной части Новосибирска зимующих ворон, очевидно, прибавилось. Что неудивительно, если принять во внимание огромное количество галок и серых, черных и гибридных ворон, каждый вечер слетающихся сюда для ночевки.
— Вечером первого февраля сам видел, как всего за 15 минут в Первомайский сквер слетелось порядка полутора тысяч черных и серо-черных птиц, — говорит орнитолог. — Стаи летели с разных сторон города, и с севера, и с востока и с юго-запада. Что понятно, так как полигоны ТБО располагаются в разных направлениях от города. Птицы рассаживались высоко в кронах берез и тополей, а уже оттуда залетали в кроны елей. В сумерках, присаживаясь на ветки елей, они ненароком надламывали ветки своим туловищем. Обламывание веток хвойных деревьев продолжалось, по-видимому, и в последующем, так как в условиях искусственного освещения птицы могут быть активны всю ночь. Не исключено, что в процессе общения с собратьями вороны могут ломать ветки и преднамеренно — клювами.
Толстые и наглые
По словам Алексея Павловича, врановые – достаточно массивные птицы. Вес галки может достигать трехсот граммов, вес черных ворон варьирует от 0,5 до 0,7 кило, а серые вороны могут весить до 740 граммов. При зимовке в районе города, где достаточно корма на свалках, вороны явно не голодают и хорошо упитаны. Что и говорить, при присаживании в крону ели нескольких десятков птиц сразу создается тяжелая нагрузка на ветки дерева. Воздействие этих птиц сравнимо с гипотетической ситуацией, как если бы с балкона в крону ели то и дело швырять поллитровые бутылки с водой… Известно также, что почва под деревьями, где в большом количестве несколько лет кряду ночуют птицы, сильно загрязняется пометом и становится мало пригодной для роста деревьев. Деревья становятся более ломкими, перестают расти и, в итоге, засыхают.
Переночевав в центре города, вороны и галки еще в предрассветных сумерках , разлетаются в разные стороны к городским свалкам, куда ежедневно и именно по утрам целыми грузовиками подвозятся всё новые порции «свежих» ТБО.
— Еще раз подчеркну, что проблемы с вороньим столпотворением возникают по двум причинам, — говорит Алексей Яновский. — Основная – это наличие изобильных источников кормов на свалках. Карканье и крики галок в ночном городе уже которую зиму подряд как бы напоминают властным структурам о необходимости решить-таки проблему утилизации ТБО. Другая причина – это расточительное уличное освещение и художественная подсветка зданий в городе, особенно в его центральной части. Боюсь, что теперь и уменьшения освещения будет недостаточно для избегания скопления врановых в городских парках и потребуются специальные мероприятия по их отпугиванию. Следует не только уменьшить освещение, но и устраивать светошумовые шоу, запуская, например, петарды и хлопушки, что вынудит птиц искать другие места для ночевки. Когда вечерами наблюдаю воронье столпотворение в Первомайском сквере, не без горечи вспоминаю рассказы старожилов, которые слышал в детстве и юности, о том, что в сороковые и пятидесятые годы прошлого века, (чему и сам чуть позднее становился свидетелем) примерно столько же можно было видеть на опушечных березах у зерновых полей почти таких же по цвету черных птиц, только несравненно более ценных. А именно тетеревов, которых к настоящему времени повсюду в нашей стране практически истребили, как я считаю в результате безудержного отстрела, что особенно вредно для дичи весной… Зато для воронья у нас все преференции…