Невыплата медикам сверхурочных вызвала волну возмущений
Сообщение трудовой инспекции о невыплатах медикам сверхурочных вызвала волну звонков в редакцию
Во сколько оценить самоотверженность рыцарей красного креста, не смыкающих глаз, спасающих жизни и буквально падающих от напряжения и усталости у хирургических столов? Кто определит норму рабочего времени, продолжительность операционного дня — не в восемь, а в 12 или 24 часа? Должна ли оплата сверхнормативного пребывания медика на рабочем месте рассчитываться по двойному тарифу? И почему, чтобы заработать, врачи и медсестры соглашаются на нечеловеческий график работы?
Вопросы отнюдь не праздные. Более двух с половиной лет назад о необходимости менять положение дел в этой сфере заявил глава государства, отразив свое решение в майском указе по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе медиков. Процесс на контроле.
В декабре специалисты трудовой инспекции констатировали: целевые показатели по уровню заработной платы на период проведения мониторинга достигнуты в 11 учреждениях области (из 48 организаций, где уже прошли проверки), в том числе учреждениях образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания. Инспекция продолжает следить за ситуацией.
Где нет ясности, будут сомнения
Новость о том, что трудовая инспекция наказала главврача, отказавшегося выплачивать работникам роддома сверхурочные, спровоцировала маленький телефонный взрыв в редакции: «А вы знаете, что нам еще и перестали начислять то-то или то-то? А вы знаете, какой размер прибавки? Больных не убавилось в конце года, а денег стали платить меньше, дескать, кончилось бюджетное финансирование…» И так далее.
Разобраться в системе оплаты труда в сфере здравоохранения непросто. Одним аршином зарплатные ведомости медиков не измеришь: разные категории, стаж, условия труда и его оплаты, отраженные в договорах — они также в организациях могут различаться. Каждый случай почти уникален.
Каковы факты? В Здвинской центральной районной больнице «из расчетных листков, представленных работодателем, установлено, что сверхурочная работа сотрудникам за период с января по сентябрь 2014 года не оплачена, — пишет инспекция. — По итогам проверки главному врачу выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Работодатель подвергнут административному наказанию в виде штрафа».
Обнаружив на сайте трудового ведомства очередное сообщение об аналогичных нарушениях в Ордынском, мы направили запрос заместителю губернатора Новосибирской области Виктору Шевченко. Напомним, заместитель главы региона в своем первом после назначения на пост интервью «Советской Сибири» предположил, что негативные настроения на зарплатную тему в среде медработников вызваны в большей степени неумением руководителей медучреждений выстраивать работу с персоналом, общаться с людьми, объяснять. Получается, что многие вопросы можно решить в стенах учреждения, без скандала. Однако нет. Не получилось. Конфликт вышел за рамки обсуждения коммуникативных компетенций.
Между инспекцией и минздравом
По фактам, изложенным в обращении редакции к заместителю губернатора, отделом мониторинга программ и ревизионной работы министерства здравоохранения региона была проведена проверка. Согласно ответу, полученному редакцией, с замечаниями проверяющих в администрации больниц… не согласны.
Так, в числе доводов — отсылка к особенностям внутреннего распорядка, круглосуточному режиму работы медучреждения, в связи с которым установлен скользящий график выходных и посменность. Акцентируется, что продолжительность смены законодательством не определена, за исключением ограничений, касающихся несовершеннолетних работников, инвалидов или занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.
Кроме того, специалисты минздрава напомнили, что, в соответствии со статьей 104 Трудового кодекса РФ, если ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена, допускается введение суммированного учета — к примеру, за месяц, или квартал, или за год общее количество отработанных часов не должно превышать норму.
Сыр-бор вокруг доплат
Между тем региональная госинспекция по труду продолжает свои рейды. По обращению работников внеплановая проверка соблюдения трудового законодательства прошла на станции скорой медицинской помощи. Как выяснилось, в учреждении практикуется подписание трудовых договоров, где не определен размер надбавки за вредные условия труда. Размеры стимулирующих доплат сократились «по умолчанию». Работники не согласились. К делу привлекли профсоюз и инспекцию.
Почему так сложилось, что система стимулирования, зарабатывания баллов и премий, принятая в сфере оплаты труда медиков, изначально преследующая вполне благородные цели — стимулировать рост качества медуслуг, превратилась в гротеск, некую гонку за рублем, сопряженную со скандалами и судами?
Сегодня окладная (читай — гарантированная) часть зарплаты составляет не более 30 процентов ежемесячного заработка, остальное — «как потопаешь». Если читатель думает (а именно так многие и думают), что, соглашаясь замещать на двух и даже трех участках, доктор получает 50 — 60 тысяч рублей, то это заблуждение. Доплаты — не удвоенные или утроенные зарплаты, а проценты к основному окладу. Причем отнюдь не фантастические. Чтобы набрать баллы, часы и, как следствие, рубли, медработники стационаров готовы выходить в ночь прямо с суток, а с суток — в ночь, хватая еще и подработки на стороне.
Вид снизу вверх
— Я запрещаю себе болеть, — говорит Наталья Таврическая, медицинская сестра с 20-летним стажем. — Уже второй год отказываю себе в праздниках и новогодних каникулах, потому что как раз в это время меньше всего желающих выходить на дежурство, и я набираю смен побольше. Устаю не описать как, зато, работая за двух — трех человек, есть возможность получить двадцатку. Ломаюсь в отпуске.
Еще Наталья через день на полставки дежурит в одной из новосибирских транспортных компаний на выпуске водителей. Ни свет ни заря бежит на подработку, потом рысью — на основное место работы. «Со старшей надо быть в хороших отношениях, а то смены неудобно поставит или на баллах подрежет».
— То есть баллы зависят от отношений с начальством? — уточняю.
— Есть такое, а поди докажи.
У медсестры очень простой счет: 20 тысяч рублей зарплата плюс шесть тысяч от транспортников. Минус 15 тысяч ипотека, 3,5 тысячи — коммуналка, раз в полгода плата за обучение дочери в институте. Хочешь заработать — заработаешь. Было бы в сутках не 24, а 34 часа и здоровье бы не подводило.
Надо отметить, что этот вариант не из худших. Исходя из зарплат специалистов ее квалификации в Новосибирске (в среднем на «Яндексе» вакансии медсестер оцениваются в 17 тысяч рублей), Наталья зарабатывает отнюдь не плохо. Учитывая подработку, у моей визави доход даже выше среднего по отрасли: по данным Новосибирскстата, среднемесячная начисленная зарплата в здравоохранении в январе — октябре 2014 года составляла 24 797 рублей. Другое дело, какой ценой даются эти деньги и надолго ли хватит человека работать по такому нечеловеческому графику?
КОММЕНТАРИИ
Галина ПЕЧЕРСКАЯ, председатель Новосибирской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ:
— К сверхурочной работе уже не должны привлекать. Только в крайнем случае, если, допустим, заболел какой-то доктор, а работу надо продолжать. Но это редко. Сверхурочная работа не может быть правилом. И даже ограничения есть по трудовому законодательству — 120 часов в году. В каждом случае нужно отдельно разбираться: может, у кого-то не сверхурочные, а совместительство оформлено плюс дежурства и так далее. На чем сейчас настаивает профсоюз? Чтобы гарантированная часть, то есть должностной оклад, составляла в структуре заработной платы не менее 65 — 70 процентов. Пока не получается.
Сергей ДОРОФЕЕВ, депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя комитета по охране здоровья:
— Статьей 350 Трудового кодекса РФ определена общая продолжительность рабочего времени для медицинских работников — не более 39 часов в неделю. Поэтому возможность установления для медицинских работников суммированного учета рабочего времени, предусмотренного статьей 104 ТК РФ, с периодом более недели, на мой взгляд, является дискутабельным.
При этом отмечу, что статья 104 ТК РФ предусматривает конкретные случаи, когда допустимо установление суммированного учета рабочего времени. Конкретно, когда по условиям работы в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. Причина установления в медицинских организациях такого учета рабочего времени мне не понятна.
Что касается описанной в обращении ситуации по неоплате медицинским работникам сверхурочной работы, то дать оценку без подробного изучения локальных нормативных актов конкретного работодателя сложно. Важно также, было ли дано согласие работника либо заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее увеличение объема работы при определенных условиях.
На мой взгляд, случаи, связанные с фактической оплатой сверхурочной или сверхнормативной работы, которые возникают в медицинских организациях, вызваны чаще всего тем, что у главного врача просто не хватает финансовых средств. Именно поэтому возникают варианты «дополнительного отпуска», «сокращенного рабочего дня». Но, во-первых, это возможно только при согласии на то работника. Во-вторых, сокращая рабочее время, надо сокращать нагрузку.
ФАКТ
Среднемесячная начисленная заработная плата в сфере здравоохранения в 2014 году по Новосибирской области сложилась на уровне 24 797 рублей.