Усложняется процедура «легализации» частного жилья
В минувшем году новосибирские строители установили рекорд по вводу жилья, а власть искала более эффективные механизмы борьбы с недобросовестной частью сообщества
Закон, совесть и ум - это три фактора, которые крайне важны, особенно когда речь идет о жилищном строительстве. Исключи у застройщиков или покупателей один из данных «ингредиентов», и почти неминуемо возникнут проблемы. Попробуем разобраться, как не оказаться в роли проигравшего и почему в нашем лексиконе появилось выражение «проблемные дома».
Нарушают чаще, но «мягче»
По словам начальника инспекции Государственного строительного надзора по Новосибирской области Валерия Анищенко, рассказывать о работе инспекции в цифрах — оперировать малоинтересной и скупой информацией. Где-то убавилось, где-то прибавилось — обычная текучка, но если снабдить любую цифру бэкграундом и выстроить на ее основе некую историю, то видна не просто работа одного из контролирующих органов, а целая отрасль с ее радостями и проблемами.
Взять, к примеру, количество введенного в прошлом году в регионе жилья. Чуть более 2,2 миллиона квадратных метров — это рекордная для региона цифра, и даже как-то странно, что до сих пор не слышны бравурные марши по этому поводу. Впрочем, специалисты, обладавшие информацией и знанием вопроса, к рекорду отнеслись спокойно, поскольку он прогнозировался. Жилья на начало прошлого года в заделе было много, экономическая ситуация — еще достаточно стабильной, словом, все располагало к свершениям. Нереально порадовал возросшей статистикой рынок индивидуального строительства, но тут как раз все неспроста. С 1 марта нынешнего года существенно усложняется процедура «легализации» частного жилья, поэтому многие поспешили завершить возведение домов прошлым годом.
— Раньше как было — получил разрешение на строительство, действующее десять лет, и сам себе хозяин, — объяснил Валерий Анищенко. — Есть деньги — строишь потихоньку, нет — пусть постоит стройка до лучших времен. Как достроил, просто уведомил кого нужно, встал на учет и начал платить налоги. А не захотел — не уведомил, и таких случаев было немало. С марта же всем придется получать «разрешение на ввод» — процедура эта очень непростая, серьезная, схожая с той, что применяется в отношении многоквартирных домов. Многие, я думаю, просто решили подсуетиться.
К окончанию наступившего года эксперты новых рекордов не ожидают, хотя сейчас в заделе более четырех миллионов «квадратов» жилья, но экономическая ситуация, безусловно, повлияет.
Близость периода «затягивания поясов» или здравый смысл тому виной, однако застройщики, хоть и не становятся «ангелами», продолжают нарушать, но вдумчиво, по мелочам. Вроде бы инспекция административных дел завела в два раза больше, чем в 2013 году, а штрафов собрали меньше. Одно дело — строить без разрешения, за что можно и миллион выложить, другое — нарушения технического регламента, за которые закон предусматривает 50 — 100 тысяч рублей штрафа. Хорошо бы свести эту статистику к минимуму, но нужно быть реалистами: в любой сфере всегда будут люди недобросовестные, которые так или иначе будут стараться обходить существующие законы и правила. Но их проступки без внимания не оставят.
Снести нельзя оставить
А вот кто в прошлом году не был обделен вниманием, так это жители дома по улице 2-й Прокопьевской, который «вдруг» решили снести. На самом деле там все было не вдруг: виноваты и застройщик, построивший 24-квартирное «общежитие» вместо индивидуального дома, и забывшие про ум, холодный анализ и сыр в мышеловке дольщики, покупавшие дешевые «квадраты». Многим наверняка казалось, что им страшно повезло: оказалось, что действительно казалось. Да и, как выяснилось, не один подобный дом в Новосибирске, а более сотни, причем большая часть их сконцентрирована именно в Кировском районе, на тихой городской окраине.
Можно надеяться, что тебя не заметят какое-то время, но тут это было просто исключено по очень банальной причине: инженерных мощностей, достаточных для индивидуального дома, на 24-квартирник просто не хватит. Их и не хватило… А тут еще решение суда о сносе, жильцы, «поселившиеся» на ступеньках мэрии, попытки застройщика как-то смягчить и урегулировать ситуацию. Сейчас вопрос отложен, и, по мнению Валерия Анищенко, снос каких-либо домов вряд ли состоится, хотя по закону вроде бы должен произойти.
— Это относительно новая, но существенная для Новосибирска проблема, — отметил начальник инспекции Госстройнадзора по НСО. — Вопрос о сносе морально очень тяжелый, да и выигравших в результате этого не будет: проблемы возникнут и у застройщика, и у жильцов, и у власти, которая будет выглядеть как выкинувшая людей на улицу. Вопрос этот сейчас прорабатывается на различных уровнях, и, скорее всего, дома, возведенные до определенного срока — до середины 2014 года, скажем, должны будут узаконить. А остальных, тех, кто не увидел, не услышал, не разглядел тех же граблей, что и предшественники, видимо, будут наказывать. Решение проблемы нужно находить, хотя оно и не будет простым, но не за счет города и области.
Более развернуто мысль Анищенко выглядит так: дома остаются, но застройщик вместе с дольщиками на собственные средства решает вопросы с получением технических мощностей: электроэнергии, воды, канализования, тепла. Да, это дороже, чем выглядело в начале строительства, но лучше, чем остаться совсем без квартир и без денег. Если вопрос будет решен в подобном ключе, то это станет не только самым разумным компромиссом, но и наглядным пособием для остальных.
Что нам стоит дом достроить?
Незаконно возведенные дома далеко не единственные из категории «проблемных», есть еще и печально знаменитые долгострои, истории которых в общем и целом, не размениваясь на детали, также очень схожи: недобросовестные застройщики, проблемы которых с законом и совестью даже не нуждаются в испытании кризисами. Эти мыльные пузыри лопались независимо от финансовой погоды, хотя под многие случаи подводилась масштабная «оправдательная» база. Впрочем, не в этом суть, гораздо важнее то, что тысячи семей, отдав свои деньги, взамен получили лишь нервотрепку и неясные перспективы.
Хотя в последнее время ситуация начинает немного проясняться: в прошлом году было введено 15 долгостроев, в официальном списке «проблемных» домов их осталось 59. Задача — решить проблему в ближайшие два года. По словам Валерия Анищенко, работа в областном правительстве ведется, и скоро появится официальная информация.
— Не буду брать на себя ответственность, уверен, что довольно скоро либо губернатор, либо кто-то из его замов озвучат конкретные меры по безусловной сдаче оставшихся долгостроев в 2015 — 2016 годах. Очевидно, что это потребует тесного контакта и определенных договоренностей с добросовестной частью строительного сообщества, но другими способами сегодня эту проблему не решить.
ЦИФРА
На начало 2015 года в заделе у строителей региона находилось 4,2 миллиона квадратных метров жилья — на миллион больше, чем годом ранее. По предварительным оценкам ввод жилья в регионе составит 1,5 — 1,7 миллиона «квадратов».
ФАКТ
В конце прошлого года широкую огласку получил пожар в высотном доме в Красноярске: выяснилось, что строители использовали более дешёвые и горючие облицовочные материалы. Ситуация повторилась в детском саду на Затулинке летом прошлого года