USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Позолоти корочку

Юлия НАЗАРЕНКО

Удорожание зерна и других ресурсов на треть увеличило затраты на производство хлеба

В Новосибирской области, согласно статистике самой хлебной за Уралом, стоимость главного продукта на столе в ближайшее время существенно вырастет. Впрочем, удорожание хлеба в числе прочих продуктов в начале весны ожидается в целом по России. На днях об этом заявил вице-премьер РФ Андрей Дворкович.

Итак, предстоящее повышение ценников было предсказуемо и неизбежно. По данным Росстата, за время зимних каникул инфляция в России достигла 0,8 процента. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года цены повысились не более чем на 0,3 процента. Что стоит за этими цифрами?

Ценники — как на дрожжах
Весьма отрезвляюще прозвучало заявление замминистра экономического развития Алексея Ведева на следующий день после окончательных «проводин» старого года — 14 января: по словам федерального чиновника, пик инфляции в России придется на март — апрель, когда рост цен достигнет 15 — 17 процентов в годовом выражении.

Собственно, вот оно самое и есть! Хлеб дорожает и еще подорожает в компании с остальными продуктами и прочими товарами и услугами. «Гречневый синдром», как всегда, выступил предвестником тотального взлета цен.

У полки с сахаром хочется просто ругаться, он уже прибавил в цене на более чем 36 процентов! Спрашиваю, где совесть? Его же произвели и расфасовали не вчера, он тут несколько месяцев в железных сетках стоит, так причем здесь санкции, курс валюты и всеобщее подорожание?

Не знаю, что будет весной… Но, по данным Новосибирскстата, в регионе в группе продовольственных товаров с начала года больше всего увеличились цены на гречневую крупу (в два раза) и на некоторые наименования плодоовощной продукции, которую мы вполне себе производим дома: чеснок — на 54,5, лук — на 48,8, помидоры — на 38,8 процента. Подорожали мясопродукты и рыба, сахар, сыры, творог, сырокопченая колбаса, рис, пшено, молоко и молочные продукты. И водка, кстати, тоже.

Но хлебный ценник, согласитесь, для россиян имеет особое значение. Я регулярно покупаю бездрожжевой кругляк «Богородского» — гастроэнтеролог прописал именно такой сорт моему восьмилетнему сынишке. В январе этот хлеб на некоторое время вообще пропал с прилавка, потом ценник вырос почти на треть. На мой вопрос относительно удорожания «Богородского» и прочих видов менеджер торгового зала пожала плечами: мол, наша наценка минимальна — спрашивайте с производителя. И оказывается, это только начало?

Больше денег — меньше калорий
Известно, что современный россиянин потребляет в среднем около ста килограммов хлеба в год. Предпочтения у всех разные, тем более что ассортимент за последние годы обогатился в разы: помимо традиционных видов — буханок черного, белого, круглого по форме или в батоне, растет премиальная категория хлебобулочных изделий — с ограниченным сроком хранения, содержанием минералов и органических элементов, низкокалорийные сорта и так далее. Как отразится удорожание на потребительской активности, ведь хлеб не телевизор, впрок не накупишь? Не перейдут ли новосибирцы поголовно на социальный хлебушек?

Как показывают исследования Института питания РАМН, потребление хлеба связано в первую очередь с благосостоянием населения: в 2000-е годы россияне кушают хлеба на уровне потребления благополучных 70 — 80-х годов прошлого века. В кризисные 90-е потребление увеличивалось в среднем до 115 кг на человека, но все было не настолько грустно, как в 60-х, когда средняя годовая буханка советского человека достигала в весе 170 кило. С ростом благосостояния российский потребитель переходит от дешевой и калорийной пищи к более дорогим продуктам. Логично, что в период затягивания поясов процесс идет в обратную сторону.

Однако, как говорят наши хлебопеки, факт стабильного увеличения производства в Новосибирской области хлеба: в 2014 году на 4,7 процента больше по сравнению с 2013 годом — еще не означает возвращения в 1990-е.

Как это уже было
У социальной булки покупателей резко не прибавится, считают хлебопеки. В этом они ранее неоднократно убеждались. Рост цен, в том числе на хлеб, происходит регулярно, просто политический фон разный, от этого зависит и психологическое восприятие ситуации с ценами.

Мы сделали небольшой экскурс в историю — «Советская Сибирь» всегда была в курсе насущных для рядового потребителя тем. Так вот, про социальный хлеб с большой надеждой заговорили в 2009-м, но, как потом выяснилось, дискаунтеры быстро от него отказались. Продажи дешевого — на 20 — 30 процентов от цены обычной булки — хлеба, несмотря на кризис, не превышали и десятой доли всего хлебобулочного ассортимента. Разница в три-четыре рубля за булку не смогла существенно повлиять на потребительский спрос.

— Хлебопеки Сибирского федерального округа с 1 января 2011 года вынуждены были поднять цены на продукцию в среднем на 8 — 20 процентов, — напомнил председатель совета директоров Союза хлебопекарных и кондитерских предприятий Сибири Евгений Бондарев. — Ситуация для нашего бизнеса складывалась неблагоприятная — выросли цены всех сырьевых компонентов, которые используютcя в хлебопечении, начиная от дрожжей, маргарина, сахара и заканчивая мукой.

В стоимость буханки закладывались по мере изменений растущие аппетиты энергетиков, страховщиков, да и собственно работников отрасли, которые тоже не против повышения зарплат, и так далее.

А что делать?
Сегодня ситуация на рынке хлебопечения снова (или опять?) непростая. О сверхнапряженном положении, связанном с галопирующим ростом цен на основное сырье, муку и другие ресурсы, на встрече с коллегами рассказал исполнительный директор Союза хлебопекарных и кондитерских предприятий Сибири Сергей Гребнев, он же руководитель ОАО «Хлебообъединение «Восход», крупнейшего игрока на хлебном рынке областного центра.

За десять месяцев предприятиями области было произведено 125,9 тысячи тонн хлеба. В структуре материальных затрат хлебопечения около 70 процентов составляет стоимость муки. Соотношение рыночных цен на муку и хлеб в значительной степени определяет уровень рентабельности на предприятиях хлебопекарной отрасли.

Члены Союза считают, что для компенсации резко выросших затрат, составляющих по приблизительным оценкам 25 — 30 процентов, совершенно необходимо пересмотреть цены на продукцию хлебопекарен. И в связи с этим еще в декабре было принято обращение к полномочному представителю Президента РФ в Сибирском федеральном округе и председателю правительства.

В декабре написали, а в январе мы уже покупаем хлеб по новой цене. Экономисты предлагают смотреть на ситуацию как на историческую данность.

— Понятно, что цены на продукты будут расти, — прокомментировал недавнее заявление вице-премьера Дворковича советник президента РАН доктор экономических наук Максим Сафонов. — Вопрос в том, насколько это окажется драматично — либо в объеме заявленной инфляции 13 процентов (которая является комфортным уровнем), либо по иным критериям. Но сейчас, в начале года, пока рано делать прогнозы — реальная картина прояснится к марту. Очень важно не нагнетать обстановку и не провоцировать панику. В России есть резервы, Правительство не будет девальвировать рубль. Есть проблемы, но эти проблемы заставляют нас больше и лучше работать. Это касается как населения, так и государства.

ФАКТ
Шестьдесят процентов хлеба, производимого в области, приходится на Новосибирск

Фотографии статьи
Инфографика Михаила ЗАБУГИ