USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Форма милосердия

Марина ЛУПЕЙКЕНЕ
Врач Краснозерской ЦРБ Вадим Яковенко заведует сразу  двумя отделениями: анестезиологии — реанимации  и переливания крови. Фото Марины ЛУПЕЙКЕНЕ
Врач Краснозерской ЦРБ Вадим Яковенко заведует сразу двумя отделениями: анестезиологии — реанимации и переливания крови. Фото Марины ЛУПЕЙКЕНЕ

Каждый третий взрослый житель Новосибирской области хоть раз в жизни являлся донором, добровольно и безвозмездно сдавая кровь

Ученые пока не нашли полноценной замены человеческой крови, только отдельным ее компонентам. Живыми клетками этой уникальной многофункциональной ткани нашего организма можно лишь делиться. Так поступают доноры, сдавая часть своей крови.

Одним этот бесценный дар сохраняет жизнь, другим помогает бороться с тяжкими недугами. Чаще всего многие люди, если беда их не коснется, даже не задумываются о том, что конкретно каждый из них сегодня и сейчас может через капельки своей крови быть спасителем хрупкой человеческой жизни. Медицинские работники, те, кого в порыве раздражения пациенты, случается, упрекают в равнодушии, оказывается, наиболее чувствительны и милосердны в этом вопросе. Например, в Краснозёрском районе до 40 процентов от общего числа всех доноров составляют врачи, медицинские сестры и другие специалисты местного здравоохранения.

Под крылом модернизации
Отделение переливания крови Краснозерской ЦРБ — одно из семи таких отделений, приходящихся на 30 сельских райбольниц Новосибирской области. Краснозёрцы ежегодно создают банк эритроцитарной массы и плазмы всех групп, что в общем объеме составляет более 200 литров донорской крови. Для трансфузиологии только пациентам больницы в 2013 году ее потребовалось 142 литра.

Молодой врач Вадим Яковенко, заведующий отделением анестезиологии и реанимации больницы, вот уже год дополнительно возглавляет и отделение переливания крови. Такое совмещение позволяет Вадиму Алексеевичу знать потребности в донорской крови и помогает оперативно реагировать на них. Механизм функционирования службы крови четко отлажен, начиная со специально оснащенных кабинетов, это же касается и организации работы с донорами. Современные возможности, помогающие обеспечивать качественную составляющую в деятельности медперсонала, доктор выделяет особо:

— Ушли в прошлое бытовые холодильники, где нам приходилось хранить препараты крови. На средства больницы и по госпрограмме модернизации учреждений здравоохранения наше отделение сегодня оснащено специальными холодильниками, тремя морозильными камерами, установкой для заморозки плазмы. Для сравнения скажу, что температура в последней выдерживается в пределах 30 — 60 градусов ниже нуля. Такой минус сохраняется в холодильных установках более суток даже при отсутствии энергоснабжения. Привычны стали в работе центрифуга с электронной системой контроля, такие же весы. Понятно, что все, чему положено быть стерильным: пакеты для крови, системы, иглы — герметично упаковано и одноразового применения.

Человеческий фактор
Для переливания донорской крови требуется согласие пациента, в некоторых случаях — его родственников, иногда по жизненным показаниям решение принимает консилиум врачей лечебного учреждения. Любого человека, оказавшегося в роли реципиента, вопрос о возможном заражении через кровь обязательно тревожит. Адресую вопрос о способе получения какой-либо болезни через донорскую кровь Вадиму Алексеевичу. Доктор понимающе кивает:

— Опасения людей понятны: когда-то в прошлом единичные случаи инфицирования, возможно, и были, но в настоящее время они абсолютно исключены. Сейчас нет прямого переливания крови, практиковавшегося раньше. Кровь доноров проходит несколько этапов контроля: все виды лабораторного анализа в нашей больнице и параллельно в городской специализированной лаборатории. После этой проверки мы закладываем плазму крови на карантин. Уточню, что плазма — это белок, значит, наиболее опасна в плане возможного инфицирования. Используется она только по прошествии так называемого серонегативного периода, длящегося полгода. Если и в этом случае очередной анализ подтверждает ее полную безопасность, то лишь тогда ее переливают больным. С эритроцитарной массой не такой длительный период работы, но не менее тщательный. Все четко отслеживается: от какого донора получен тот или иной компонент крови, все пробирки, пакеты снабжены индивидуальными штрихкодами с одновременной фиксацией в журнале учета. Человеческий фактор полностью исключен. Списки всех пациентов, которым переливалась кровь, мы раз в полгода передаем врачу-инфекционисту. Он вызывает человека, назначает ему контрольные анализы. Скажу, что ни разу не было выявлено заражений после переливания.

Побудительные мотивы
Старшая медсестра отделения переливания крови Раиса Кушкумбаева, которая знает все тонкости забора и хранения плазмы, также является донором со стажем, имеет удостоверение и знак «Почетный донор России», выдающиеся в случае 40 и более кровосдач. Среди ее коллег по работе кровь разово и на постоянной основе сдают многие. Почетными донорами являются врачи больницы Владимир Белоусов и Ольга Егорова, операционные медсестры Валентина Гаврилова и Марина Ведьманова, младшая медсестра Валентина Выродова и другие.

Валентина Гаврилова, к примеру, сдавала кровь 52 раза и считает донорство вполне естественным для человека делом:

— Я давно работаю операционной медсестрой и понимаю важность переливания. Раньше, если срочно требовалась плазма, мы в хирургическом отделении в зависимости от требующейся группы сдавали ее прямым переливанием. Помочь хоть так вытащить больного — норма для медиков. Уверена, что регулярная сдача крови полезна для организма — так запускается процесс омоложения. При этом неплохо лишний раз проверить здоровье, сдавая анализы. К моральному стимулу сегодня, кстати, добавился и ряд льгот: дополнительные дни к отпуску, который выбираешь в удобное для себя время, небольшие денежные вознаграждения. Это тоже важно, но раньше об этом как-то не задумывалась, тогда главным было слово «надо»…

Приходилось сдавать кровь и доктору Вадиму Яковенко:

— Сегодня в силу служебной нагрузки не могу себе этого уже позволить: нельзя оставить даже на короткое время два отделения, особенно пациентов из реанимации, которая никогда не пустует. Если человек здоров, возрастных и прочих ограничений не имеет, то сдавать кровь раз в два-три месяца по 400 граммов действительно можно, при этом не только без ущерба, но и с пользой для организма.

Главный врач Краснозерской ЦРБ Юрий Черемискин, рассказывая о донорской активности сотрудников, заметил:

— Мне как администратору, может, и не всегда нравятся донорские и дополнительно оплачиваемые дни к отпуску у персонала, являющегося донорами. А как человек горжусь, что у нас в больнице работают такие чуткие и морально высокие люди. Сдача крови — это категория, лежащая в нравственной плоскости. Донором можно стать только по велению души и сердца…

ЦИФРА
В отделении переливания крови Краснозерской ЦРБ в 2014 году заготовлено более 200 литров донорской плазмы, около 40 процентов которой сдано медицинскими работниками.

Фотографии статьи
Фото Марины ЛУПЕЙКЕНЕ
Электронный контроль количества забираемой от донора крови. Фото Марины ЛУПЕЙКЕНЕ