USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Социалка есть, и она не может не есть

Юлия НАЗАРЕНКО
К качеству работы столовых в школах, детских садах, больничных стационарах должны предъявляться высочайшие требования. Фото Михаила ПЕРМИНА
К качеству работы столовых в школах, детских садах, больничных стационарах должны предъявляться высочайшие требования. Фото Михаила ПЕРМИНА

Исчезнут ли из штатного расписания больниц и школ повара и другие кухонные работники?

Новая модель обеспечения питанием лечебных учреждений и школ региона обретает очертания. Правда, совсем не те, которые рисовались весной.
В марте в специально созданном управлении социального питания области заявили, что постепенно все подведомственные организации минобразования, минсоцразвития и минздрава будут избавлены от кухонных функций в пользу профильных компаний — комбинатов питания. Именно они, согласно новой модели, должны заниматься готовкой и поставкой блюд к столам пациентов больниц и учащихся школ, где нет собственных укомплектованных столовых.

Новая система стала внедряться. Оказалось, не все так просто.

Рокировка позиций. Что дальше?
Увы. Первое, что не удалось оживить, — идея, за которую особенно ратовал многоуважаемый Минсельхоз РФ в поддержку отечественных товаропроизводителей. Не получилось построить за счет бюджета оптовые центры по приему, хранению, переработке и распределению продовольственной продукции с дальнейшей гарантированной реализацией товара бюджетным учреждениям. А ведь это была одна из опор новой модели. Вернее, главная ее опора.

На самом деле подобный центр в Новосибирске появится, но проект реализует частный капитал, а не государство. И, разумеется, для поставщиков сельхозсырья это значительно усложняет правила игры, ведь требования частника к товару выше, условия поставок жестче, и на низкой цене в обмен на низкосортность прокатить не удастся. Это уже очевидно по опыту сотрудничества аграриев с оптово-розничными сетями. Это, в общем-то, и неплохо. Другое дело: готовы ли крестьяне в массе перейти на такую модель взаимоотношений?

Ведь главный козырь заключался все-таки в другом: те предприятия АПК, которые участвуют в снабжении продовольствием социальной сферы, смогут претендовать в дальнейшем на получение от правительства ощутимых преференций. То есть была идея создать некую подушку безопасности для отечественных аграриев в период, когда вступившая в ВТО Россия уже не сможет напрямую дотировать сельское хозяйство.

Если мыслить масштабнее, то на кону стоит ни много ни мало — продовольственная безопасность региона и страны в целом. Избирательность в выборе поставщика может оставить за бортом сотни действующих хозяйств, которые, помимо всего прочего, дают селу единственный вариант заработка.

Однако так или иначе вопрос о том, кто должен взять на себя затраты по организации связующего звена между АПК и социальным потребителем, оставался открытым. Пока дело в руки не взял бизнес. Но в этом случае речь о том, что коммерсанты возьмут на себя и функции мегакормильца подопечных социальной сферы, пока не идет. Так что пути-дороги аграриев с больничными столовыми разошлись.

И снова про деньги
Между тем в высоком качестве продуктов при их дешевизне за счет экономии на логистике и отсутствии цепочки посредников прежде всего заинтересовано именно государство. Социальное питание оплачивается из его кошелька. В отличие от американцев, у которых прекрасно отлажена система аутсорсинга в сфере снабжения продовольствием бюджетных подразделений, вплоть до армии, мы рубли не печатаем, а зарабатываем. В условиях дефицита казны вопрос экономии денег особенно актуален.

Где гарантии, что, взяв на себя функции главного поставщика продуктов или полуфабрикатов для больничного меню, бизнес не изменит условия, не поднимет цены? Его аппетиты растут быстрее бюджетных доходов.

В беседе с журналистами «Советской Сибири» сомнения по этому поводу высказал заместитель губернатора Виктор Шевченко, курирующий социалку.

— Сегодня социальная сфера кормит своих подопечных в основном опираясь на собственные возможности и привлекая малый бизнес, — говорит Виктор Шевченко. — Насколько это эффективно? В Новосибирской области было создано управление социального питания, которое в очередной раз попыталось осмыслить этот вопрос, подсчитать, сколько мы тратим на питание. И сколько мы тратили бы, имей побочное производство. Выясняется, что за эти деньги можно покупать питание, произведенное промышленным способом. А кто будет его производить? Да, есть технологии индустриализации, пища производится машинным способом на более высоком уровне, она уже расфасована, разложена по меню, ассортименту столов. И бизнес любит приходить во власть с подобными предложениями: давайте, мол, закроем слабенькие пищеблоки в больницах и школах, мы будем готовить и развозить пищу, только дайте нам гарантии, что будете у нас это покупать.

Но гарантий таких мы дать не можем. Чтобы бизнесу зайти на это поле, нужно пройти конкурсный отбор, в который закладываются требования, вытекающие из принятых нормативов и ГОСТов. Выдерживают условия конкурса только те, кто реально это производит и предлагает услуги по корректной цене. Сразу в глазах у бизнесменов гаснет блеск.

Почему бы нам самим не создать такой комплекс? Вопрос стоит больших денег. Второй вариант — модернизовать, реконструировать традиционные площадки школьного питания, пищеблоки крупных медицинских учреждений, способных обслуживать еще несколько лечебных организаций. На это тоже требуются большие деньги.

Пока мы исходим из того, что действующая система позволяет кормить людей, используя как собственный производственный ресурс, так и привлекая малый бизнес. К индустриализации этой темы мы пока не готовы. Кроме того, надо учесть и уже имеющийся опыт. В Читинской области был реализован такой проект — частный бизнес построил комбинат питания, который закрыл все пищеблоки медучреждений. Кормили качественно, по стандарту. Потом туда же переключили частично систему образования. А затем встал вопрос ценообразования. Поэтому, входя в какие-то проекты государственно-частного партнерства, мы должны учитывать риски, чтобы не оказаться в ситуации: прикрыли свое производство и вынуждены платить по счетам, которые нам выставит бизнес. Счета могут быть самые разные.

Как считает заместитель губернатора, чтобы не попасть в заложники ситуации, региону нужен такой проект государственно-частного партнерства, который бы юридически гарантировал умеренность аппетитов бизнес-партнеров. И только тогда в правительстве будут готовы пересматривать действующую сеть социального питания.

Еда «на колесах»
А покуда повара остаются востребованными в социальных учреждениях. Только на одном из сайтов по поиску работы среди вакансий сегодня выставлены три: повара требуются в клиническую психиатрическую больницу № 3 с окладом 14 тысяч рублей, детскую городскую клиническую больницу № 3 — там обещают платить 20 тысяч рублей, а также в среднюю школу № 71 (9 500 рублей).

Из обещанных пяти стационаров Новосибирска на новую систему обеспечения пищей за счет комбинатов питания перешли только четыре. За ними последовали несколько образовательных учреждений. В Новосибирске на привозной пище «сидит» треть школ. На самом деле в области не так много предприятий, способных закрыть такие потребности. Конкуренция? Да ее попросту нет.

В большинстве же школ, особенно там, где совсем недавно провели масштабную реконструкцию пищеблоков и оснастили новым оборудованием, столовые полного цикла остаются. Более того, рассматривается вопрос, чтобы на их базе готовить обеды для учеников заведений, где собственных кухонь нет, а только буфеты. По имеющимся данным, в области 95 процентов ребят с 1-го по 4-й классы столуются в школах, 26 процентов учащихся едят там дважды. А 10 процентов еще и полдничают.

В целом оборот в сфере социального кормления, включая школы, больницы, детские сады и так далее, по словам начальника областного управления питания Сергея Лоша, составляет около 2,5 миллиарда рублей. Рынок, что и говорить, очень привлекательный. Особенно в плане гарантированности оплаты и объемов загрузки производства на совершенно определенный период. Что для бизнеса в любой сфере — просто подарок. Другое дело, что государство не может платить за больничное меню по ресторанным ценам. Да и родители в школах воспротивятся покупать дорогую еду.

Как же с качеством?
И тут мы снова спотыкаемся. Есть в школе № 179 столовая, работает наемная бригада поваров. Все блестит, красиво, вкусно пахнет. Вдруг несколько дней подряд система «инфошкола» оповещает родителей, что детям на обед дают колбасу с хлебом. Однажды ребенок приходит и рассказывает, что вместо заявленного бифштекса снова дали… колбасу. Как выяснилось, у столовой были перебои с поставкой полуфабрикатов. Радует в этой ситуации только выдержанный ценовой коридор — от 21 до 42 рублей за ежедневный завтрак.

К централизации школьного питания в Новосибирске идут давно. На фоне отравления в феврале 2014 года учеников младших классов школы № 211 запеканкой, произведенной не на частном, а на муниципальном комбинате питания, который кормит 68 городских образовательных учреждений, намерения ужесточить политику в этой сфере выглядели очень даже своевременно.

В прошлом году, напомним, мониторинг столовых Роспотребнадзором дал неутешительные результаты: соотношение белков, жиров и углеводов свидетельствовало о несбалансированности школьных рационов по большинству муниципальных образований области. Кроме того, был дефицит мяса, молока, молочных и кисломолочных продуктов, рыбы, масла растительного, овощей, свежих фруктов, зафиксировано превышение норм макаронных изделий, круп, бобовых, кондитерских и выпечных изделий, картофеля и сухофруктов. В целях снижения стоимости рациона питания в школьных столовых выявлялись случаи занижения массы порционных блюд из мяса и птицы, гарниров до 70 процентов от рекомендуемых.

Как пояснил Сергей Лош на состоявшейся пресс-конференции в ИТАР-ТАСС, управление социального питания настойчиво давит на руководителей учреждений социальной сферы, осуществляющих питание своих подопечных, заставляя старательнее соблюдать требования и нормативы. Как выяснилось, для этого, помимо утвержденных государством ГОСТов и СанПиН, управление даже составляло специальные методические пособия. Но, кажется, это не та сфера, где уместны эксперименты и излишние любезности.

Фотографии статьи
К качеству работы столовых в школах, детских садах, больничных стационарах должны предъявляться высочайшие требования. Фото Михаила ПЕРМИНА