Каракан — единственный. И неповторимый?
Своеобразная и удивительная территория в нашем регионе ждет решения проблем
Такие жемчужины природы, как Караканский бор в Новосибирской области, в других регионах еще надо поискать. Но почему общественники бьют тревогу о судьбе этого леса, ленточной полосой опоясывающего Новосибирское водохранилище? Так ли уж губительны воздействие на него человека и страшной силы пожары, свирепствовавшие там в 2006 году?
Тревоги бора
В редакцию обратился новосибирец Николай Кузнецов.
— Можно сказать, я родился в том лесу, — размышляет Николай Иванович. — Занимался с отцом заготовками. Сейчас у меня там неподалеку дачный участок. Знаю эти места как свои пять пальцев. Караканский бор просто варварски дорезают. Под видом санитарных рубок идет массовая заготовка деловой древесины. Летом лесовозы с толстенными бревнами в очередь стояли у парома, курсирующего через Обское море. За один рейс помещались семь-восемь автомобилей с прицепами. Деляны леса уничтожались между Ерестной и Нижнекаменкой в Ордынском районе.
О том, что Караканский бор в опасности, твердит и писатель-натуралист Юрий Чернов:
— Постоянные рубки под маркой горелых деревьев продолжаются, хотя и стали менее интенсивными. Рубщики промышляют не только днем, но и ночами. Что это за санитария леса, если на месте рубок продолжают расти только самые кривые деревья? Порубочные остатки чаще всего не убираются. Бор повсеместно захламлен ими. Клеймений деревьев и пней зачастую не производится. Почему бы не придать Каракану статус особо охраняемой территории? Тогда бы можно было запретить там хозяйственную деятельность, вести только действительно санитарные рубки, установив за этой работой строгий контроль.
Споры о том, каким быть Караканскому бору, идут десятилетия. Едва ли не в буквальном смысле масла в огонь полемики подлили грандиозные пожары, бушевавшие здесь в 2006 году. По данным департамента лесного хозяйства области, почти из 100 тысяч гектаров этого бора огонь уничтожил тогда 25 — 28 тысяч гектаров.
Найти статус
После тех страшных событий специалисты лесного хозяйства, депутаты, представители общественных организаций неоднократно пытались выработать какое-то эффективное решение по статусу Каракана. В 2009 году делались попытки создать здесь национальный парк, но реализовать идею не удалось, хотя вместе с новосибирцами продавливали этот вопрос и алтайцы. Тогда заговорили о необходимости организации природного парка. Группа ученых предложила программу спасения бора, которую многие встретили скептично.
Весной 2014 года депутаты комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания области внесли поправки в региональный закон об особо охраняемых территориях, приведя его в соответствие с федеральным законодательством. Кажется, дорога к созданию природного парка была открыта, но по ряду причин эта работа застопорилась.
И вот на заседании того же комитета уже в ноябре 2014 года проблема Каракана была снова поднята депутатом Анатолием Жуковым. Его поддержал депутат Юрий Бугаков. По мнению Бугакова, ценный бор на побережье водохранилища надо спасть, пока не поздно, от варварского хозяйничанья там арендаторов и наконец-то определяться со статусом некогда богатырского лесного массива.
Аренда не приговор
— Большая часть Караканского бора (приблизительно 70 процентов его площади) действительно находится в аренде — отдана на 49 лет, — подтверждает руководитель департамента лесного хозяйства области Сергей Швец. — В аренду переданы хвойные массивы. А те участки, которые наиболее пострадали от огня в 2006 году, остались в обслуживании Ордынского лесхоза. По постановлению губернатора области создана и действует рабочая группа. Цель — выработка программы создания рекреационной зоны на территории Караканского бора. Арендные отношения ни в коей мере не мешают разработке и действию такой программы.
По заявлению Сергея Михайловича, нет смысла ставить вопрос об изъятии у арендаторов лесных массивов, да и нет такой процедуры в законодательстве. Надо добиваться соблюдения правил этих арендных отношений, чем департамент и занимается на протяжении нескольких лет.
— Могу сказать, что объем заготовки леса в Караканском бору снизился в десять раз, если сравнивать с периодом 2009 года, — добавляет Сергей Швец. — Там практически прекращены сплошные рубки. А места пожарищ все залесены — посажены деревья хвойных пород. Думаю, в зимний период 2014 — 2015 годов будет разработана концепция развития этой расположенной вдоль Новосибирского водохранилища территории именно как рекреационной — места отдыха и укрепления здоровья жителей области.
В программе развития лесного хозяйства, рассчитанной до 2020 года, предусмотрены и мероприятия, и средства для ведения лесовосстановительных работ, в том числе и Караканского бора. Вот сколько достанется пострадавшему в пламени зеленому другу, будет наверняка зависеть от статуса, который появится у этого, кажется, бескрайнего лесного царства.
— Будет резонным, если мы проведем внеплановое заседание аграрного комитета Законодательного собрания региона и двух департаментов — лесного хозяйства, а также природных ресурсов и охраны окружающей среды правительства области. Там обстоятельно рассмотрим проблемы Караканского бора и прилегающих водных ресурсов, определимся по этому вопросу, — предлагает заместитель губернатора Василий Пронькин.
На этой оптимистичной ноте можно было бы и завершить повествование о злоключениях леса, но как же обойтись без его легенд и тайн? Некая загадка — в самом названии. Каракан в переводе с тюркского означает «черный царь». Только над кем он царствует? Над всей природой или над человеком?
А был ли мальчик?..
Село Чингисы Ордынского района непосредственно граничит с Караканским бором. Как утверждает историк Вадим Журавлёв, название населенному пункту дали после смерти Чингисхана. Местные жители не спорят с тем, что нога могучего монголо-татарского завоевателя никогда не ступала по караканским местам, но вот рука… Существует легенда, что незадолго до своей смерти Чингисхан распорядился разрубить себя, после чего части тела похоронить в разных уголках собственной империи. Недалеко от села Чингисы местность бугристая. Есть поверье, что это курганы, в одном из которых похоронена ханская рука…
Нет, не торопитесь браться за лопату и отправляться к курганам! Оставьте это предприятие до лета. А впрочем, не надо трогать курганы, а тем более Караканский бор. Уж там руки Чингисхана нет точно. Остановить бы руку тех, кто еще поднимает ее на здоровые, крепкие деревья!
…Лучше выйдите в звездную, безлунную ночь на берег Новосибирского водохранилища и всмотритесь в темную гладь воды во время ее высокого хода. Увидите мальчика со светящимся котелком, наполненным золотыми монетами. По легенде паренек, спасая богатства одного из сел, подобрал чудесные слова перед дверью в прибрежном камне, вошел и спрятался там, когда его окружили вороги-конники. С тех пор ночами мальчика и видят ходящим с котелком по воде. А современное название того села — Нижнекаменка.
Вывод: пора в этих краях оборудовать туристские маршруты! Народ поедет. Впрочем, подождем, что скажут о рекреационно-туристических перспективах Каракана люди более компетентные.
СПРАВКА
Караканский бор занимает площадь земель 99 435 гектаров. Расположен он на территории Ордынского, частично Искитимского, Сузунского районов Новосибирской области и Каменского района Алтайского края. Тип — ленточные боры. Традиционно это место массового отдыха новосибирцев и жителей сопредельных регионов. Бор шириной до 18 километров тянется на расстояние почти 100 километров по берегу Новосибирского водохранилища. Территория бора — федеральная. Зеленый массив имеет большое водоохранное, научно-просветительное и народно-хозяйственное значение.