USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Бюджетные стрелки сверили

Юлия НАЗАРЕНКО
На заседании комитета по бюджетной,  финансово-экономической политике  и собственности Законодательного собрания Новосибирской области. Фото c сайта www.zsnso.ru
На заседании комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания Новосибирской области. Фото c сайта www.zsnso.ru

Все семь комитетов Законодательного собрания рекомендовали предложенный законопроект бюджета области на 2015-й и последующие два года к рассмотрению на очередной сессии регионального парламента

Депутатам пятого созыва приходится принимать одно из самых непростых решений за последние несколько парламентских сезонов. Сегодня в рамках 49-й сессии Законодательного собрания должны утвердить законопроект бюджета области, а также стратегию социально-экономического развития (СЭР) региона на ближайший период. В понедельник члены транспортного и бюджетного комитетов совместно с правительством региона сверили свои позиции по главному финансовому документу.

Подзащитная социалка и смена координат
Впрочем, за двадцатилетие существования областного парламента подобные ситуации уже возникали. Предыдущий депутатский созыв с похожей проблемой столкнулся, корректируя бюджет 2009 года. Тогда, к примеру, расходы на дорожное хозяйство «похудели» по сравнению с предыдущим годом на треть.

И сегодня у парламентариев по объективным причинам не возникает иллюзий по поводу содержания и вероятных последующих корректировок документа: ряд расходных статей областной казны либо подверглись серьезному секвестированию, либо вовсе исчезли. Более чем скромное наполнение главного финансового документа объясняется неутешительным прогнозом — тенденция к снижению доходов бюджета, наметившаяся еще в прошлом году, за текущие месяцы образовала в казне заметную брешь.

Предваряя заседание парламентского транспортного комитета, его председатель Фёдор Николаев заявил, что депутатам предстоит согласиться с позицией правительства области и принимать не бюджет развития, а бюджет исполнения социальных гарантий.

Фактически 40 процентов расходных бюджетных статей составляют нужды здравоохранения и социальной политики, еще 30 процентов — образования. Как подчеркнул глава министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко, доля социалки в проекте областного бюджета на 2015 год оценивается в 95 миллиардов рублей при общем объеме расходной части более 111 миллиардов. Между тем общий объем поступления доходов ожидается в размере 100 миллиардов рублей, из них собственные доходы — 86,8 миллиарда. Дефицит бюджета на следующий год составит 11,2 миллиарда рублей.

Непростая ситуация, в которой, судя по сообщениям в прессе, оказались и другие субъекты Федерации, тормозит и процесс «раскладывания яиц по корзинам»: из 33 государственных и ведомственных программ, согласно которым формируется база бюджетных расходов, до сих пор утверждены не более десяти. Это вызывает нарекания со стороны депутатского корпуса.

При этом вспоминается, как 30 октября в Законодательном собрании на общественных слушаниях по делу «обсуждения бюджетного документа» стало известно: законопроект не отражает тех программных решений, которые принимались ранее, «он сформирован уже в другой системе координат». Это значит, что гигантский объем документов придется перевести в «новое измерение». С того момента прошли две недели.

Точки над… НДФЛ
В условиях нарастающей напряженности в областной казне правительству пришлось пойти на ряд новых решений, а законодателям — согласиться с доводами исполнительной власти. В противном случае без финансового обеспечения могут остаться защищенные статьи, а этого допустить никак нельзя, ведь на то они и защищенные. Именно поэтому муниципалитеты с нового года лишатся в пользу областной казны части налогов с доходов физических лиц.

Напомним, этой меры в Новосибирской области, в отличие от соседей по Сибирскому федеральному округу, старательно избегали в течение двух лет. Максимальная централизация финансовых ресурсов на областном уровне обусловлена в первую очередь тем, что именно область, а не муниципалитеты является исполнителем основных социальных обязательств. Напомним, основное влияние на объем расходов областного бюджета оказала необходимость реализации указов Президента РФ, направленных на улучшение государственной социальной, демографической и жилищной политики.

Судя по прогнозам регионального минэкономразвития, перераспределение налога, вероятнее всего, мера временная. Как отмечают в минфине области, если в перспективе ситуация по формированию бюджетной копилки сложится благоприятно, будет рассмотрен вопрос о движении десяти процентов НДФЛ в обратную сторону. Но произойдет это не завтра, не через год, а может, и не через два. И дискуссий по поводу НДФЛ на парламентских площадках уже не ведется. Точки над i расставлены.

Откуда оптимизм?
Между тем при складывающихся негативных тенденциях в региональной и в целом российской экономике в правительстве области далеки от паники. Регион демонстрировал достаточную устойчивость в период финансового кризиса прошлых лет и хорошо наверстывал позиции в посткризисный период. Прогнозы на перспективу, озвученные зампредседателя правительства — министром экономического развития области Ольгой Молчановой, выглядят оптимистично. При замедлении темпов роста основных значений социально-экономического развития региона в 2014 году, практически по всем параметрам, за исключением строительства и инвестиций в основной капитал, показатели будут выполнены на уровне 100 процентов к уровню прошлого года. И уже с 2015 года прогнозируется положительная тенденция.

Более того, в 2016 году прогнозируется даже незначительный профицит бюджета: доходная часть составит 101,7 миллиарда рублей, тогда как расходная — 101,1 миллиарда. Правда, через год расходы региона снова превысят доходы на 620 миллионов рублей.

В результате мер, предусмотренных планом СЭР, объем валового регионального продукта с ожидаемых 776 миллиардов рублей в 2014 году, ежегодно прибавляя по два-три процента, к 2017 году должен будет вырасти до 975 миллиардов. Показатель означает, что будут расти инвестиции и ожидается прирост промышленного и сельскохозяйственного производства.

Значения, надо сказать, превышающие общероссийские прогнозы. «На чем же основывается такая уверенность?» — задал беспокоящий практически всех депутатов вопрос член бюджетного комитета Маис Мамедов. Как выяснилось, одним из китов равновесия для экономики региона станет возрождающаяся оборонка. Ольга Молчанова сообщила, сославшись на источники в федеральном Правительстве, что, как бы там ни сложилось, оборонный заказ на несколько лет вперед будет выполнен, причем доля новосибирских предприятий в нем увеличивается.

Однако председатель комитета по бюджетной политике Виктор Осин посоветовал разработать альтернативный план СЭР на случай, если все пойдет не столь успешно. В Москве тоже рассчитывали планы исходя из стоимости барреля нефти в 100 долларов, а он опустился ниже 80.

Пока наверху в раздумьях...
Но сегодня, как известно, Москва гораздо осторожнее составляет социально-экономический сценарий. Не исключают вариант самого пессимистичного развития событий, связанных с внешней обстановкой, ценами на энергоресурсы и так далее.

Из-за этой в том числе осторожности наверху на местах до сих пор не имеют четкого понимания намерений федерального центра в части оказания поддержки регионам. В итоге, формируя областной бюджет, и правительству области, и депутатам пока приходится надеяться только на то, чем располагает регион, без учета федеральных денег.

Поэтому сейчас трудно говорить об исполнении обязательств по возмещению Новосибирску средств, уходящих в виде десяти процентов НДФЛ в областную казну, на которые город рассчитывал, чтобы завершить серьезные для решения транспортных проблем объекты, в том числе развязку в створе Советского шоссе и улицы Петухова. На нее при наилучшем раскладе планируют выделить порядка 200 миллионов рублей, а требуется 500 миллионов. К слову, как отметил вице-мэр областного центра Андрей Ксензов, заморозка этого объекта удорожит проект еще на 60 — 70 миллионов рублей в отличие от Мочищенского шоссе, где финансирование проекта можно вести поэтапно.

Реализация других транспортных задач, таких как строительство развязки на трассе М-51, призванной обеспечить выход транспорта с территории Промышленно-логистического парка, напрямую зависит от решения на федеральном уровне по пролонгации бюджетных кредитов, взятых областью ранее.

«Лист ожидания»
В число «вылетевших» из бюджета следующего года входит также ряд объектов по наказам избирателей. И депутат Максим Леоненко, представляющий комитет по транспортной, промышленной и информационной политике, и депутат Артём Скатов, член комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике, приглашенный на заседание, озвучили «подвисшие» по причине дефицита бюджета, острые для своих округов вопросы. В первом случае речь идет об открытии врачебной практики на Плющихинском жилмассиве, во втором — о строительстве нового здания для коррекционной школы № 34 для детей с нарушением слуха, которая тоже располагается на территории областного центра.

— Каждый раз, когда захожу туда, сердце разрывается, — сказал Артём Скатов. — Здание морально устарело, на строительство нового требуется порядка 500 миллионов рублей. У города сегодня таких средств нет. Я встречался с губернатором, тот сказал, что область возьмется за финансирование этого проекта.

Выходом в сложившейся социально-экономической ситуации, как сообщил первый заместитель председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков, может стать формирование своего рода «листов ожидания». В них войдут все важные проекты на конкретных территориях, которые будут реализовываться по мере привлечения финансов.

Идея с «листом ожидания» депутатами бюджетного комитета была поддержана. Тот же вопрос в рамках транспортного комитета был подкреплен желанием депутатов получить от минэкономразвития исчерпывающий список наказов, которые не будут исполнены, с указанием причин. Предложение озвучил зампредседателя регионального парламента Сергей Титков.

Не СЭРом единым
Основными задачами бюджета предстоящего года названы сбалансированность, гарантированность социальных обязательств, сохранение оптимального бюджета развития по социальным направлениям, минимизация расходов. В число защищенных статей включены также расходы дорожного фонда, средства для софинансирования федеральных программ, а также на обслуживание госдолга, расходы по которому возрастут на один миллиард рублей.

Депутаты согласились с мнением минфина о том, что развивать новые направления в экономике, инвестиционной политике недостаточно. Чтобы увеличить пополнение бюджетной копилки, следует акцентировать внимание на собираемости налогов.

— Размер недополученных бюджетом доходов — от 20 до 40 процентов. Это очень значительный резерв, и его необходимо реализовать, — подчеркнул спикер регионального парламента Иван Мороз.

В 2015 году есть возможность взыскать 1,6 миллиарда рублей невыплаченных налогов. Всего за счет увеличения доли НДФЛ и взыскания недоимки областной бюджет дополнительно получит около 6,2 миллиарда рублей.

Проект бюджета прошел оценку на соответствие федеральному законодательству. Свои рекомендации внесли парламентские эксперты и представители Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.

Фотографии статьи
Главный финансовый документ региона на 2015 год — бюджет исполнения социальных гарантий. Фото Михаила ПЕРМИНА
Главный финансовый документ региона на 2015 год — бюджет исполнения социальных гарантий. Фото Михаила ПЕРМИНА
Главный финансовый документ региона на 2015 год — бюджет исполнения социальных гарантий. Фото Михаила ПЕРМИНА