USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Чтоб лес стоял и деньги были

Виталий ЗЛОДЕЕВ
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

Наш регион ежегодно прирастает тысячами гектаров новых зеленых насаждений

Удивительное дело — время: оно все расставляет по своим местам. Еще 10 — 15 лет назад ситуация в лесном хозяйстве, если судить по обывательским разговорам, была настолько плачевна, что дальше, казалось бы, некуда. Однако прошли годы хорошей, плодотворной работы, и сегодня нет того негативного фона, который раньше возникал при одном упоминании слова «лес». При этом, что удивительно, можно реально развиваться и прирастать, не вытягивая деньги из бюджета. Ежегодные частные инвестиции в лесную отрасль в три раза больше федеральных и в 30 раз выше вложений из регионального бюджета. И это только в части восстановления лесов.

Целого лета мало
В октябре, когда природа смиряется со сменой времен года и быстренько стремится впасть в спячку, лесники не бросают своих небесполезных усилий. Массовые посадки саженцев и сеянцев продолжаются и традиционно закончатся в последней декаде октября. Причем что весной, что осенью параллельно проводятся и новые посевы в питомниках. Одни уходят в естественную среду обитания, а новобранцы начинают наливаться соком.

— Несколько лет подряд в регионе выдерживается очень большой объем посадки лесных культур, — говорит руководитель регионального департамента лесного хозяйства Сергей Швец. — Нынешний год исключением не будет: осталось высадить более 150 гектаров сосновых саженцев, преимущественно в Сузунском районе, массово идет и посев кедрача в питомниках лесхозов. Кроме того, в этом году на площади 3 400 гектаров были произведены работы по содействию естественному лесовосстановлению.

По словам Сергея Михайловича, в работе заняты не только профессионалы. С каждым годом в области ширится количество участников Всероссийской акции «Живи, лес!», в рамках которой проходят посадки, уборки лесов и парков, образовательные мероприятия. В акцию активно вовлекаются школьники, студенты, общественники. В целом регион сегодня вышел из того состояния, которое исключительно по привычке называют лесовосстановлением.

— Да, говорим, что восстановление, но правильнее будет — новое залесение, — подчеркивает Сергей Швец. — Залесенность Новосибирской области считается не очень высокой — 27 процентов, а общая площадь земель лесного фонда — 36 процентов от площади региона. Есть куда расти…

В перспективе, и это вполне очевидно, площадь лесного фонда и залесенность должны совпадать абсолютно. Это будет не завтра и даже не послезавтра, но точно произойдет, так как многое делается уже сегодня.

«Родина» лучшего леса
В принципе, Бердский лесхоз — предприятие, типичное для региона. Его сотрудники занимаются лесохозяйственной деятельностью: чистят леса от мусора (рубки ухода), готовят дрова для жителей Искитимского района, занимаются продажей пиломатериалов и прочей сопутствующей хозяйственной утвари из дерева. Живут неплохо, не бедствуют, но более всего ценят даже не хозяйственную деятельность, а ту «фишку», которая выделяет Бердский лесхоз среди остальных в области.

— Наш лесосеменной питомник — один из лучших в Сибири, а по некоторым видам деревьев — и в России, — говорит генеральный директор предприятия Валерий Носков. — Посадочный материал хвойных пород и декоративных кустарников с удовольствием покупают как лесопользователи, так и простые любители природы.

— Да, не каждый человек может понять, в чем дело, — смеется инженер лесного хозяйства ОАО «Бердский лесхоз» Вера Черемнова, глядя на мое замешательство перед несколькими хвойными саженцами. — Видите, иголки и внешний вид у всех одинаковые, а оттенок у каждого неповторимый. Это все селекция, которой мы занимаемся плотно и профессионально. Но можно резко улучшить качества кедра, да и других пород, с помощью процедуры прививки. Получается не только красиво, но и перспективно с точки зрения дальнейшего размножения. Недаром многие считают, что именно в наших питомниках рождается лучший лес в регионе.

Действительно: вот живет себе обычный саженец кедра (он же сосна сибирская), четко зная, что будет дальше. После двух-трех лет в питомнике его высадят в открытый грунт, он будет расти, а лет через 20 начнет плодоносить. Практический смысл прививки в том, что тот же кедр начинает плодоносить уже через шесть лет после высадки в открытый грунт. И подобных чудо-деревьев в бердском питомнике очень много. Недаром они пользуются таким устойчивым спросом как в массовом, так и в эксклюзивных вариантах.

Лучше тысячи слов
Лесное хозяйство у нас всегда считали «золотым дном», но нередко в неком негативном смысле: мол, здесь можно неплохо нагреться. Когда появились нормальные законы и те люди, которые следят за их выполнением, лесная отрасль не перестала считаться менее привлекательной. Тот же питомник ежегодно приносит Бердскому лесхозу около 12 миллионов рублей, притом что содержание составляет порядка 25 — 30 процентов от данной суммы. Кроме того, лесопереработка и последующая реализация пиломатериалов являются доходной.

Вообще, рассуждать на эту тему можно долго, причем даже не ограничиваясь лесным хозяйством, а касаясь всех отраслей экономики. Но одним из главных критериев все равно будет готовность самих участников процесса вкладывать в свое будущее. И у лесной отрасли цифры здесь вполне показательные.

По словам Сергея Швеца, ежегодные затраты на все лесовосстановительные мероприятия в регионе составляют порядка одного миллиарда рублей. Примерно четверть этой суммы поступает по федеральным каналам, а три четверти — более 750 миллионов рублей ежегодно — вкладывают лесопользователи и люди, занятые в этом бизнесе. На областной бюджет остаются просто «смешные» расходы — 26 миллионов рублей, а показатели реальной работы растут с каждым годом…