USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Из барака — в квартиру

Катерина КОШКИНА
Вот такой социальный контраст: старый барак и новое современное жилье. Что может быть нагляднее? Фото Аркадия УВАРОВА
Вот такой социальный контраст: старый барак и новое современное жилье. Что может быть нагляднее? Фото Аркадия УВАРОВА

Группа компаний «Стрижи» переселила за год жителей 82 квартир в современное жилье

Пожалуй, нет в России такого города, для которого не была бы актуальна проблема ветхого и аварийного жилья: ремонтировать его бессмысленно, а переселять людей дорого. По мнению председателя постоянной комиссии по градостроительству Совета депутатов города Новосибирска Вячеслава Илюхина, пути решения этого непростого вопроса лежат в консолидации усилий компаний-застройщиков и властей всех уровней, включая федеральную.

Закон принят, но не работает
Покосившиеся бараки, лишенные элементарных удобств, в свое время чаще всего строили как временное жилье. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временные решения. У советской власти так и не дошли руки переселить людей в нормальные квартиры, и уж тем более никто не занимался решением этого вопроса в перестроечные годы и последующие десятилетия. Естественно, ветхие здания с годами новее не стали. А ведь в них по-прежнему живут люди.

Проблема эта имеет общероссийский характер. При этом можно сказать, что в Новосибирске дела обстоят еще не так плохо: во-первых, наш город относительно молод и старых домов не столь много, как в других регионах, а во-вторых, власти на протяжении ряда лет предпринимали попытки найти выход из сложившейся ситуации. Тем не менее более полутора тысяч домов в сибирском мегаполисе сегодня нуждаются в расселении.

Новосибирские застройщики серьезно обеспокоены таким положением дел. Несколько лет назад был принят Федеральный закон № 185-ФЗ, который в числе прочего регламентирует переселение из ветхого и аварийного жилья. Но в том виде, как есть, закон работает недостаточно эффективно. У компаний, готовых осваивать площадки, застроенные старыми домами, имеется немало замечаний.

Например, сегодня отсутствует единая методика признания жилья ветхим и аварийным. В связи с этим под действие федеральной программы попадают лишь десять процентов домов. Другой, не менее важный вопрос: цена компенсации за жилье, в которое переселяют жителей бараков, составляет 24 500 рублей за квадратный метр. Она значительно ниже рыночной стоимости, особенно в крупных городах. Иными словами, застройщикам невыгодно заниматься расселением.

Есть и другие важные моменты. Сегодня строительные компании не могут осваивать застроенные территории поэтапно. Иначе говоря, застройщику приходится сначала расселять все ветхие дома на отдельно взятой площадке (а их может быть и десять, и пятнадцать), затем сносить их и лишь потом приступать к возведению. Далеко не каждая строительная компания может себе это позволить.

Наконец, остается проблема с получением технических условий. Плата за подключение к инженерной инфраструктуре точно такая же, как и при обычном строительстве. Подводя итог, можно сказать, что многие компании хотели бы заняться освоением застроенных территорий, но в силу многих причин не могут этого сделать.

Действовать надо сообща
В минувшем году Национальное объединение застройщиков (НОЗА) организовало и провело в нашем городе конференцию, посвященную проблемам расселения из ветхого и аварийного жилья. На этой конференции были озвучены все проблемные вопросы и прозвучал ряд предложений, направленных на их решение.

— Нами совместно со специалистами Института экономики города (Москва) была проделана большая работа по согласованию вышеперечисленных вопросов с различными комитетами Государственной думы, — отмечает Вячеслав Илюхин. — Был подготовлен целый ряд предложений по изменению действующих положений федеральной программы. Депутаты рассмотрели этот вопрос, и некоторые изменения были приняты. Например, теперь у муниципальных образований и у Новосибирска в частности появится возможность поэтапно осваивать площадки, занятые ветхим жильем. С марта новые правила начнут действовать. Мы полагаем, что это существенно облегчит жизнь строителям.

Пока нововведения не вступили в силу, исполнительная и законодательная власти совместно с застройщиками Новосибирска пытаются решить вопрос своими силами. В городе были приняты соответствующие программы, одна из них — ведомственная целевая программа «Реконструкция жилищного фонда города Новосибирска на 2013 — 2016 годы». Сегодня она успешно реализуется на территории сибирского мегаполиса.

Пожалуй, самый яркий пример ее реализации — жилой микрорайон с романтичным названием «Стрижи». Раньше это место, расположенное в десяти минутах езды от города на границе Заельцовского бора, было частью карьера Мочище. Оно отнюдь не пользовалось доброй славой у горожан: ветхие деревянные бараки, перемежающиеся с унылыми серыми бетонными коробками, практически полное отсутствие необходимой инфраструктуры. Теперь все здесь кардинально переменилось.

Возведя несколько домов одноименного микрорайона, компания-застройщик столкнулась с необходимостью расселения нескольких ветхих деревянных бараков. К сожалению, поэтапного освоения ранее застроенной территории не получилось: не было необходимой законодательной базы. Тем не менее приблизительно за год строительная компания расселила 82 квартиры, что позволило снести 12 домов. Один деревянный барак пока стоит, но до конца года его обязательно разберут.

Около месяца назад на освободившуюся площадку зашли строители. Всего было расселено около 4,5 тысячи квадратных метров ветхого жилья. Если коротко, то механизм таков: компания переселяет людей из бараков либо в построенные ей квартиры, либо, по желанию собственника, в другой район. Главное — человек получает жилье не меньшей площадью, чем у него была до этого. Затем мэрия частично компенсирует застройщику понесенные затраты.

Главное — потребности людей
В расселяемых бараках многие граждане жили на подселении. Но строительная компания, производя их расселение, даже владельцам комнат давала полноценные квартиры. То есть всего под нужды переселенцев было выделено около шести тысяч квадратных метров жилья. Люди, годами ютившиеся в старых деревянных бараках, искренне считают, что в их жизни произошло чудо.

Особенно важно, что группа компаний «Стрижи» производит комплексное освоение территории, то есть, помимо жилых домов, она возводит еще и социально-культурные объекты. Вот-вот примет ребятишек новенький детский сад на 270 мест и откроется уютное семейное кафе. Недавно здесь построили магазин, действует детский центр «Стрижата». В планах — строительство спортивного комплекса, лыже-роллерной трассы в близлежащем лесу, подстанции скорой помощи. Постепенно решается вопрос транспортной доступности жилого района «Стрижи». И если раньше люди мечтали уехать отсюда, то теперь они говорят: мы из «Стрижей» — никуда!

Такому подходу, когда на первый план выходят реальные нужды людей, стоит поучиться. Все это говорит о том, что решать вопрос с переселением людей из ветхого и аварийного жилья можно и нужно.

— Ясно одно: для решения этой непростой проблемы необходимо объединение усилий властей всех уровней и компаний-застройщиков, — резюмирует Вячеслав Илюхин. — Само по себе ничего не происходит. Если строительные организации будут действовать в своих интересах, а власти — в своих, мы никогда не избавимся от старых бараков, в которых даже находиться опасно, не то что жить. Необходимо искать компромисс, взаимоприемлемые решения, и пример «Стрижей» убедительно доказывает, что это вполне реально.

Вот такой социальный контраст: старый барак и новое современное жилье. Что может быть нагляднее?

ЦИФРА
За год компания расселила жителей 12 ветхих домов.

Фотографии статьи
Вот такой социальный контраст: старый барак и новое современное жилье. Что может быть нагляднее? Фото Аркадия УВАРОВА
Вячеслав ИЛЮХИН: «Для решения проблемы переселения из ветхого жилья необходимо объединение усилий властей всех уровней и компаний- застройщиков»