А у нас в профтехе…
Подходит к завершению приемная кампания в учреждения профобразования. Вузы отчитываются о высоких цифрах (в среднем 11 человек на бюджетное место), тем самым подогревая интерес абитуриентов к этим «востребованным» и «дорогостоящим» специальностям. «Менеджмент», «экономика», «лингвистика» — профессии-мечты для многих вчерашних школяров. И родители готовы платить деньги, чтобы их чадо получило такое образование и смогло реализовать себя.
Однако если освоить профессию еще можно при наличии желания учиться и финансовых возможностей, то с вопросом самореализации все гораздо сложнее. Так, по данным на 1 августа 2014 года, работодатели региона готовы были трудоустроить лишь порядка 40 менеджеров, 17 экономистов и ни одного лингвиста из числа выпускников, не имеющих опыта работы. И это при наличии в базе вакансий 9 154 предложений о работе для молодежи без требований к стажу! Впору задуматься, а настолько ли эти профессии востребованы на реальном рынке труда…
Но есть и те, кому не стоит беспокоиться о сложностях будущего трудоустройства. Это ребята, поступившие в средние профессиональные учреждения.
Еще каких-то десять лет назад аббревиатура ПТУ носила негативный характер. В воображении многих представали мрачное серое здание, темные, давно не видевшие ремонта стены коридоров и учебных классов, устаревшие механизмы, на которых обучались рабочим профессиям дети, не поступившие в более престижное учебное заведение.
Сегодня ситуация в корне иная. Начало этим изменениям было положено в момент передачи подведомственности системы профтеха — три года назад ее куратором стало министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области. Первым кардинальным шагом был анализ перечня профессиональных программ, по которым осуществлялось обучение в колледжах, техникумах, училищах и лицеях региона.
К учреждениям, где учили сразу и на повара, и на тракториста, и на экономиста, возникали вопросы о качестве образования. Были закрыты многие непрофильные направления деятельности, взамен которых, исходя из запросов реальных работодателей, была открыта подготовка по 40 востребованным на рынке труда профессиям и специальностям. «Мы уверены, что ни по новым, ни по ранее существующим профессиям и специальностям выпускники профессиональных образовательных организаций не будут испытывать проблем в трудоустройстве. Ведь решению об открытии новых специальностей, сохранению действующих предшествовало тщательное изучение спроса и предложения на рынке труда», — подчеркивает руководитель Минтруда Игорь Шмидт.
Так, к примеру, в 2014 году в Новосибирском приборостроительном техникуме имени Б.С. Галущака, где готовят специалистов в сфере оптики, появилась профессия «медицинский оптик». Сфера деятельности таких специалистов — вся технологическая цепочка по обеспечению населения средствами коррекции и защиты органов зрения, начиная от диагностики и изготовления средств коррекции и до продажи их населению. В ходе обучения студенты будут получать глубокий объем знаний медицины и технических дисциплин, а также маркетинга. Спрос на специалистов этой сферы весьма высок — это и медицинские государственные учреждения, и частные оптики, и научные институты, и даже торговые предприятия.
А в Новосибирском колледже электроники и вычислительной техники, где осуществляется подготовка специалистов в области информационных технологий, организована лаборатория робототехники. На ее базе студенты занимаются созданием и программированием мобильных роботов из конструктора Lego, получают базовые навыки конструирования роботов, алгоритмизации и программирования. Важно, что сегодня, в мире высоких технологий, робототехника является одним из перспективных направлений и требует большого количества высококвалифицированных специалистов, которых и будет готовить новосибирский колледж.
Следующим шагом для обеспечения достойного уровня образования стала реализация комплекса мероприятий по обновлению материально-технической базы учебных заведений, изменению содержания и повышению качества образовательного процесса в соответствии с требованиями новых федеральных образовательных стандартов, структурной перестройки системы учреждений, введению в образовательный процесс практико-ориентированной деятельности, активному вовлечению работодателей.
Сегодня самое новейшее оборудование и передовые технологии максимально представлены на базе 19 отраслевых ресурсных центров. В них ведется подготовка специалистов и рабочих для ведущих сфер экономики региона.
Так, на базе Новосибирского техникума металлургии и машиностроения имени А.И. Покрышкина в ресурсном центре в сфере металлургии, металлообработки и сварочного производства для обучения студентов созданы мастерские ручной дуговой сварки и автоматической резки металлов, лаборатория контроля сварного шва. Лаборатории технологии сварочного производства оснащены виртуальными тренажерами сварщика Soldamatic. Также есть тренажер мостового крана. Уже в новом учебном году откроется лаборатория химического анализа, а в мастерской сварочного производства появятся девять новых сварочных аппаратов, предоставленных социальным партнером колледжа — компанией ООО «Шторм».
Эффективная система профессионального образования, ориентированная на подготовку квалифицированных, востребованных на рынке труда рабочих и специалистов сельскохозяйственного производства, сформирована и в Колыванском сельскохозяйственном техникуме. Только за прошлый учебный год с целью совершенствования подготовки выпускников по технической специальности «механизация сельского хозяйства» и рабочим профессиям «мастер сельскохозяйственного производства», «водитель категории В, С» были приобретены современный зерноуборочный комбайн «Полесье», культиватор и опрыскиватель сельскохозяйственных культур, грузовой автомобиль ГАЗ «Валдай» и другая техника. Для оснащения учебных классов закуплены мультимедийное оборудование, компьютерная техника и электронные плакаты.
Благодаря инновационным интерактивным технологиям, которые внедряются сегодня многими учреждениями профтеха, стало возможным с большей эффективностью, наглядностью и с меньшими расходами производить различные эксперименты, отрабатывать те или иные специальные навыки. Ярким примером использования компьютерных технологий для подготовки специалистов для железной дороги является Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина.
Сегодня здесь для моделирования реального рабочего процесса машиниста и помощника машиниста используются тренажеры электровоза «Синара» и тепловоза. На таких учебно-тренировочных устройствах предусмотрено обучение вождению поездов разных веса и длины, при различной погоде, в любое время суток, на участках как с простым, так и сложным профилем пути. С помощью тренажера, предусматривающего режим введения нестандартных ситуаций, создаются экстремальные условия, отрабатываются алгоритмы действий и формируются навыки выхода из внештатных ситуаций.
Социальные партнеры колледжа — предприятия железнодорожного транспорта — активно участвуют в оснащении мини-полигона, лабораторий по устройству локомотива и кабинета путевого хозяйства. Так, в 2014 году был дооснащен тренажерный комплекс по управлению электровозом «Синара», приобретены электрифицированные схемы с компьютерным управлением для кабинетов «Устройство электровоза» и «Правила технической эксплуатации и инструкции», демонстрационное оборудование для лаборатории материаловедения, лабораторное оборудование для кабинета физики, компьютеры, проекторы, интерактивные доски и многое другое.
Важно подчеркнуть, что сегодня работодатели действительно становятся полноценными участниками образовательного процесса в системе профтеха. Их высокая заинтересованность в качественной подготовке кадров, будущем трудоустройстве выпускников помогает им становиться не пассивными наблюдателями, а активными социальными партнерами. Они принимают участие в составлении образовательных программ, заключают договора на проведение производственной практики для студентов, поставляют современное оборудование, используемое на реальных предприятиях, и так далее.
Так, социальный партнер Новосибирского колледжа печати и информационных технологий, единственного в Сибирском федеральном округе учреждения по подготовке профессионалов печатного производства, — компания Sun Innovations — в этом году оснастила производственные мастерские учреждения дополнительным современным оборудованием.
С сентября студенты начнут активно осваивать промышленный высокоскоростной плоттер и новое программное обеспечение к нему. Также при поддержке этой компании колледж намерен войти в проект Национального агентства развития квалификаций по разработке профстандартов для новых профессий, предусматривающих работу на высокотехнологичном оборудовании. Пока же с сентября студенты колледжа на практических занятиях будут знакомиться с производственными мощностями компании Sun Innovations.
Такая же практико-ориентированная учебная деятельность предусмотрена в технологическом техникуме и промышленном техникуме. Здесь активно внедряется система дуального образования, которая предусматривает сочетание теоретического обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности на заводах. Сегодня это одна из самых эффективных форм обучения профессиональных технических кадров в мире. Подобный стандарт позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов, необходимых в различных отраслях, обеспечив их максимальное соответствие всем требованиям современного производства.
Несомненным преимуществом дуальной системы образования для студентов становится возможность их плавного вхождения в трудовую деятельность. Социальные партнеры образовательных учреждений заключают договор с каждым студентом, желающим обучаться на дуальной форме. За каждым из них будет закреплен наставник на предприятии на время производственной практики, который обучит ребят азам работы на оборудовании, покажет алгоритм решения реальных производственных задач.
В целом такая форма позволяет значительно повысить мотивацию студентов к получению знаний. Позиция пассивного потребителя сухой учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность.
Первая группа студентов Новосибирского технологического техникума приступит к занятиям в рамках реализации программы дуального обучения с 1 сентября 2014 года. Трехстороннее соглашение о социальном партнерстве по внедрению дуальной системы было подписано ОАО «Сиблитмаш», ОАО «Новосибирский стрелочный завод», филиалом ФГУП СО РАН «Опытный завод», Новосибирский ЭРЗ ОАО «Желдорреммаш» и Новосибирским технологическим техникумом.
Новосибирский промышленный техникум, в свою очередь, заключил договоры по обучению станочников широкого профиля, операторов станков с программным управлением и техников с ОАО «Сиблитмаш», ОАО «Швабе — оборона и защита», ООО «Проект-Р», ОАО «Сибэлектротерм».
Наравне с развитием дуального обучения ведется становление и системы непрерывного образования. В регионе сформированы образовательные кластеры, участниками которых являются Минтруд, профильные министерства и департаменты, учреждения профтеха и вузы. С целью внедрения инновационных технологий в учебный процесс, организации непрерывного образования, а также оптимизации управления научно-производственной деятельностью путем создания единой образовательной инфраструктуры девятью учреждениями профтеха и Сибирской государственной геодезической академией в 2013 году было создано образовательное объединение.
«Одним из итогов деятельности кластера уже сегодня можно назвать организацию набора студентов профильных техникумов и колледжей на обучение в Сибирскую государственную геодезическую академию на следующий учебный год по сокращенным программам. Ребята, решившие продолжить обучение в вузе, будут учиться не более трех лет», — отмечает руководитель Минтруда Игорь Шмидт.
Также участники образовательного объединения в этом году приступили к формированию филиалов выпускающих кафедр на базе учреждений среднего профессионального образования. В планах на будущее — совместная разработка интегрированных планов и образовательных программ согласно образовательным стандартам IV поколения, что позволит Сибирской государственной геодезической академии реализовывать программы прикладного и академического бакалавриата.
Система профтеха изменилась — сомнений нет. Но самое главное — меняется и контингент молодежи, поступающей в профессиональные образовательные организации. Сюда идут те, кто действительно хочет получить востребованную профессию. Некоторые скажут, что юноши и девушки не задумываются о какой-то там востребованности, но это не так. Современные молодые люди в век информационных технологий не считают для себя зазорным заглянуть на сайты поиска работы. И то, что они там видят, существенно влияет на их выбор.
Действительно, стоит задуматься, узнав, что из 9 154 предложений о работе для выпускников профучреждений без опыта, 72 процента вакансий ориентированы на специалистов со средним образованием — как говорили раньше, бывших пэтэушников. Вот ведь как: им и найти работу проще, и практического опыта у них больше, и учаться они меньше, и поступить в техникум или колледж легче, и выбор профессий здесь больше… Сегодня профтех — это звучит гордо!