USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Белый халат не броня

Наталья НАШТАЛОВА

Новосибирец оштрафован за оскорбление медработника

Неординарное событие взбудоражило околомедицинскую общественность областного центра. Мировой суд Новосибирска привлек пациента к ответственности за оскорбление медицинского работника и обязал заплатить штраф в размере двух тысяч рублей. Случаи такие исключительно редки, потому что, как известно, пациент всегда прав, это он обычно ищет виноватых в рядах врачей, а не наоборот. Что стало причиной происшествия и как защитить себя человеку в белом халате?

Оскорбления с рук не сошли
Инцидент произошел 14 апреля этого года. В прокуратуру Ленинского района Новосибирска поступило заявление сотрудника регистратуры поликлиники № 18, в котором содержалась просьба привлечь главу одной обычной новосибирской семьи — Александра Ш. — к административной ответственности за нанесенное оскорбление.

Из-за чего разгорелся весь этот сыр-бор? Дело, казалось бы, пустяковое, но детали поражают. В марте в регистратуру детского отделения поликлиники № 18 обратилась семейная пара: муж и жена хотели прикрепить своего ребенка к этому медучреждению.

Сотрудник регистратуры спросила, где он зарегистрирован, поскольку от этого зависит, какой пакет документов необходимо предоставить. В ответ на вопрос отец ребенка начал в присутствии коллег оскорблять женщину нецензурными словами.

В переводе с матерного на русский, читаем в постановлении суда, он назвал ее «овцой», «женщиной легкого поведения» и так далее. Были и более сочные выражения, но называть их нам не позволяет этика печатного слова. С рук агрессивному папаше такое поведение не сошло. Женщина, которой после такой внезапной словесной атаки даже потребовалась помощь невролога, решила себя защитить и обратилась куда следует.

Тоже гражданин
Восьмого мая 2014 года постановлением прокурора было возбуждено дело об административном правонарушении, материалы направлены для рассмотрения мировому судье, который и признал гражданина Ш. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.61 КоАП РФ. Cуд установил административную ответственность за оскорбление, то есть за унижение чести и достоинства.

— Эксперты Национальной медицинской палаты, деятельность которой напрямую связана с защитой правовых интересов медицинских работников, констатируют, что в последнее время явно увеличилось число случаев оскорблений медицинских работников со стороны пациентов, однако количество судебных рассмотрений невелико, — комментирует Наталия Золотовицкая, руководитель информационной службы организации. — Дело в том, что медицинские работники зачастую не пытаются реализовать свои права по защите профессиональной репутации, потому что попросту не знают, как это сделать.

Скромничать и прощать здесь не стоит, убежден Иван Печерей, эксперт Национальной медицинской палаты. Медицинский работник, как и его пациенты, является гражданином РФ, на него также распространяется действие Конституции, в которой говорится, что достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления.

Шпаргалка в случае нападения
Как же себя вести, если вы врач, а перед вами — неадекватная личность?

В случае оскорблений со стороны пациентов, рекомендует Иван Печерей, можно использовать следующий алгоритм действий.

Первое — позвать в свой кабинет как можно большее число свидетелей — представителей охраны, коллег и других пациентов. Второе — сделать диктофонную запись происходящего, если это возможно. Когда в отношении врача совершается правонарушение (например, оскорбление), использовать диктофон вполне легитимно. Но пользоваться им надо грамотно. Следует достать диктофон и, включая, сказать: «Я, доктор такой-то, веду запись разговора с пациентом с целью защиты своих прав и сбора доказательств». Судьи, как правило, удовлетворяют ходатайство о приобщении таких записей к делу. Третье — вызвать полицию. В судебных заседаниях первый вопрос, который задает судья: «А вы в полицию обращались?». Если ответ отрицательный, судья сразу же теряет интерес к происходящему.

После того как все случилось, необходимо внести запись в медицинскую документацию (прямой источник доказательств в суде) и письменно проинформировать об инциденте своего руководителя. Затем подается заявление в прокуратуру.

Скорая помощь надеется на полицию
Врачам скорой помощи, работающим не в медицинских кабинетах, а на передовой, этот алгоритм вряд ли поможет. Им пока стоит надеяться только на собственные силы и на высокую мобильность экипажей полиции.

Одна из самых нелицеприятных историй на эту тему произошла в июле прошлого года. Компания из 15 нетрезвых людей вызвала скорую к человеку с травмой и стала активно вмешиваться в процесс оказания помощи. Когда врачи попросили не мешать, один из молодых людей напал на доктора.

— Когда в ход пошли кулаки, фельдшеры попытались оградить доктора, — рассказал очевидец того происшествия Захар Зорин. — Парню-фельдшеру стали наносить удары. Девушка-фельдшер, присев, попыталась на мобильный телефон заснять всю драку и номер машины нападавших, но получила удар ногой в лицо, ей разбили телефон. При появлении полиции все успокоились.

По словам Ирины Большаковой, главного врача станции скорой медицинской помощи Новосибирска, случаи таких конфликтов участились, врачи гораздо чаще стали иметь дело с лицами в состоянии алкогольного опьянения, потому что раньше ими занимались полиция и медицинские вытрезвители, а теперь — медики. Люди, которые понимают, что перед ними беззащитные доктора, зачастую забывают все правила поведения в обществе.

ФАКТ
По-прежнему одним из самых громких дел о нападениях пациентов на врачей остается дело Владимира П. Областной суд признал его виновным в покушении на жизнь заведующей отделением гемодиализа Новосибирской областной клинической больницы Натальи Пикаловой. Бывший пациент, которого не устраивало качество лечения, заплатил киллеру 50 тысяч рублей, чтобы тот устранил медика. К счастью, преступный замысел не удался.