Отрезвлённые молитвой
В селе Каменка Искитимского района алко- и наркозависимые делают 12 шагов к нормальной жизни
Что значит жить с алкоголиком или наркоманом — в нашей стране объяснять не нужно. Не удивительно, что люди готовы платить любые деньги, лишь бы отвратить близкого человека от рюмки или шприца. Зависимых помещают в клиники, лечебницы и специальные центры. В наше время предложений на эту тему — пруд пруди. Но всегда ли коммерческое излечение пристрастившихся бывает гуманным и стоит потраченных денег?
Лечение или каторга?
В редакцию «Советской Сибири» обратился читатель Николай Андреев (имя и фамилия изменены). Он рассказал о своем полугодовалом пребывании в психокоррекционном центре в селе Каменка. По словам пациента, жизнь в центре была похожа на каторгу.
— Первое, что бросилось в глаза по приезду, — это неустроенность. Уважающий себя фермер постеснялся бы там держать поросят. Обшарпанные стены, в углах комнат грибок, пол местами проваливается, голые провода, открытые электросчетчики и отсутствие водоснабжения. Белье сырое, матрасы, извиняюсь, явно «попорчены» предыдущими пациентами, — такую картину нарисовал Николай Андреев.
Сам себя он алкоголиком не считает, ну, может быть, выпивохой. У семьи, по всей видимости, другое мнение. В реабилитационный центр Николая определила жена. Думал, на месяц, печень подлечить, а задержался на полгода. И вышел крайне недовольным качеством услуг. Помимо бытовых проблем, Николай пожаловался на скудный рацион и жесткую систему наказаний: провинившихся помещали в карцер, привязывали к кровати. Беседы и молитвы, из которых состояло лечение, также не нашли отклика в сердце нашего читателя.
Мы ни в коем случае не идеализируем алкоголиков и наркоманов. Но считаем, что каждый человек может рассчитывать на элементарные удобства, тем более если за услугу заплачены деньги. В случае Николая жена перечисляла по 16 тысяч рублей в месяц. Наш корреспондент отправился в указанный центр, чтобы увидеть все своими глазами.
Молитва плюс трудотерапия
Психокоррекционный центр помощи зависимым «Живи сегодня» расположился в здании старой школы. Лечебница работает немногим меньше года. На ее территории (которая, кстати, никак не огорожена) имеются баня, небольшое футбольное поле, огород и подворье с поросятами, козами и утками. В жилых комнатах на вид не все так страшно: светлые занавески, половики, двухъярусные кровати застелены. На стене — график дежурств и меню, в последнем — котлеты и рыба. Рыбно-мясных деликатесов наш корреспондент своими глазами не видел, но если учесть, что в центр он нагрянул без предупреждения, вряд ли меню было написано специально для него.
Во время нашего визита шел киносеанс. Фильмы здесь сплошь со смыслом: как победить пристрастие, что такое счастье, можно ли управлять судьбой. Просмотр обычного телевизора, мобильные телефоны строго запрещены. По словам администратора центра Павла, это делается для того, чтобы человек мог максимально отключиться от старой жизни. В первые месяцы под запретом встречи и даже телефонные разговоры с родственниками. Как нас уверили воспитатели, полгода — это минимум, требуемый для излечения.
Главный способ борьбы с алкоголизмом, как нам рассказывал Николай Андреев, — это молитва, чтение Библии, а также своеобразный анализ собственных чувств, которые нужно постоянно записывать. Плюс трудотерапия. Для нарушителей дисциплины, помимо карцера, есть и другие методы «воспитания»: обливание холодной водой, отжимания, перебрасывание снега из угла в угол. Для особо буйных припасена дубинка. Не слишком ли круто?
В самом центре и не отрицают, что поступившего в первое время приходится постоянно контролировать, заново приучать к элементарным бытовым вещам — регулярно чистить зубы или убирать за собой посуду. Насчет того, часто ли приходится орудовать дубинкой, ничего определенного нам не сообщили. Но понятно, что отказ от наркотиков или алкоголя может довести пациента до состояния, опасного для окружающих.
— Первое время следим за пациентом очень строго, — подтверждает консультант центра Евгений. — Многие поступают с психозами, белыми горячками. А выздоравливают благодаря специальной двенадцатишаговой программе. Если человек не религиозен, то он просто присутствует при молитве, никого заставлять это делать мы не будем.
Молодой человек сам бывший наркоман, но уже довольно долго ведет здоровый образ жизни. Рассказывает, что несколько раз проходил лечение в подобных учреждениях, но безрезультатно — срывался.
— Мне десять лет понадобилось, чтобы попросить помощи о выздоровлении. Я вначале ни во что не верил. Какой там Бог, главное — употребить. Четыре раза проходил лечение, но прерывал. И когда уже дошел до отчаяния, все-таки продолжил лечение, — рассказал Евгений.
Вынужденное соседство
Сегодня к новой жизни в учреждении медленно, но верно идут двадцать человек. В основном это молодые люди до 35 лет. О центре, как правило, узнают в Интернете или по сарафанному радио. Лечиться едут не только из городов и районов области, но и из соседних регионов. С родственниками пациентов заключается договор. Длительность пребывания здесь у всех разная, в зависимости от того, как чувствует себя человек.
А вот жители Каменки не очень рады такому соседству. Боятся, что озлобленные пациенты могут чего-нибудь натворить. К счастью, таких случаев еще не было. Центр расположился на отшибе села, что хоть как-то успокаивает сельчан.
— Это частная территория. Там периодически бывает участковый, никаких нарушений не фиксируется. А люди многое могут говорить, — рассказали «Советской Сибири» в Преображенском сельсовете Искитимского района.
Доверяй, но проверяй
На самом деле подобные центры с религиозным уклоном — не редкость. И становится их все больше. Оно и понятно: алкоголизм, будучи чумой XXI века, для одних стал бедой всей жизни, а для других — возможностью неплохо зарабатывать. Но все-таки специалисты рекомендуют как можно детальнее изучить историю учреждения.
— То и дело поднимается вопрос о таких центрах. В первую очередь они должны быть юридически зарегистрированы, иметь открытый устав. Центр обязан публиковать результаты своей работы. И если сотрудники таких центров говорят о 80 — 90 процентах эффективности, это сразу должно вызвать сомнения. В общем, они должны делать все то, что делают обычные лечебные учреждения. К сожалению, мы не имеем права вмешиваться в их деятельность. Это, как правило, общественные организации, которые легко уходят от ответственности: мол, мы лечим словом, — рассказал главный нарколог Новосибирской области Равиль Теркулов.
Документы центра в Каменке наш корреспондент проверил, а вот с находящимися на излечении гражданами пообщаться не удалось: воспитатели не рекомендовали тревожить их расспросами. Зато пригласили на трезвый праздник: 5 июля, в день рождения центра, бывшие и нынешние пациенты будут играть в футбол, жарить шашлыки, пойдут в баню. И ни капли спиртного...
Сложно сказать, сколько человек сумеет сохранить трезвый образ жизни после такого лечения. Скорее всего, дело не столько в молитвах и просмотрах специальных фильмов, сколько в глубоком осознании: все, дошел до точки. И пока сам не решишь, никакой центр не поможет. Хоть каждый день в нем ананасами корми.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Протоиерей Александр НОВОПАШИН, настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского:
— Всегда нужно с оглядкой, с трезвым недоверием подходить к сотрудничеству с подобными центрами. Есть немало организаций, созданных с целью получить выгоду и вызывающих сомнение. Все помнят организацию «Преображение России», которая фактически используя рабский труд бездомных и зависимых, зарабатывала деньги. И, к сожалению, таких случаев по России набирается немало.
ФАКТ
В 2013 году россияне выпили алкогольных напитков примерно на 13 % меньше, чем в 2012-м. По итогам прошлого года (данные российского Минздрава) уровень употребления в среднем составил примерно 13,5 литра чистого алкоголя на душу населения