USD 102.5761 EUR 107.4252
 

О «разгуле» научной демократии и практических результатах

Елена ЕМЕЛЬЯНОВА
Академик Анатолий ШАЛАГИН, директор Института автоматики и электрометрии СО РАН
Академик Анатолий ШАЛАГИН, директор Института автоматики и электрометрии СО РАН

Разработки Института автоматики и электрометрии СО РАН востребованы и в метрополитене, и в космосе

В преддверии очередного международного форума технологического развития «Технопром-2014», посвященного теме технологического прорыва, мы встретились с академиком Анатолием ШАЛАГИНЫМ, директором Института автоматики и электрометрии Сибирского отделения Российской академии наук.

— Институт автоматики и электрометрии СО РАН — один из первых институтов Сибирского отделения. В чем его особенность?

— Специфика нашего Института — расширенная тематика исследований. Этим мы отличаемся от монотематических институтов. У нас есть несколько направлений деятельности. Первое — физическое, связанное с лазерной тематикой. Мы проводим фундаментальные исследования в этой области, есть и прикладные разработки.

Есть оптическое направление — более практичное по замыслу, связное с лазерным, но в его рамках мы занимаемся уже технологиями: разработкой новых приборов и лазерно-оптических устройств.

Третье направление — информатика. Казалось бы, совсем не связанное с двумя предыдущими, но почти 40 процентов научных сотрудников Института занимаются исследованиями именно в области информационных технологий.

Наличие этих направлений в одном институте способствует развитию и того, и другого, есть взаимные проникновения и совместно решаемые задачи. По-своему уникально и отсутствие централизации управления в нашем Институте — можно сказать, что у нас разгул демократии… Жизнь показала, что так существовать не только можно, потому что так сложилось исторически, но и вполне продуктивно.

— По мнению Дмитрия Верховода, генерального директора Академпарка, основа технопарка — малые предприятия Института автоматики и электрометрии…

— В девяностые годы, когда все пошло враздрай, наши подразделения стали выживать как могли. На их основе родился целый букет малых предприятий, базировавшихся на разработках, которые были в Институте. Эти малые предприятия, не все, но большинство, я бы сказал, стали довольно-таки успешными. И до сих пор у нас в Институте довольно приличное их количество — больше десятка. В них заказывают исследования, связанные и с информационными, и с оптическими, и с лазерными технологиями.

— Если говорить о разработках ИАиЭ СО РАН, то какие из них вы бы отметили?

— Из нашего Института вышли разработки различных оптоволоконных лазеров и других оптоволоконных устройств — датчиков и сенсоров. Они используются везде, где нужен мониторинг распределения температур, напряжений различных конструкций. Например, новое здание Технопарка целиком начинено этими датчиками. Но это могут быть и шахты, и конструкции в энергетике — в них тоже встраиваются оптоволоконные датчики контроля.

Сам принцип — не наше изобретение, но мы так усовершенствовали и датчики, и системы сбора информации, что сегодня в этом плане, по крайней мере, в стране, это лучшее, что можно сделать. Сейчас мы заключаем контракт со Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов под руководством академика Каблова. Они занимаются разработкой материалов для авиа- и ракетостроения на новом технологическом уровне — создают так называемые умные композиты, со встроенными системами диагностики. Она основана именно на оптоволоконных датчиках.

— Верно ли, что все большие телескопы в мире создавались с вашей помощью?

— Да, одна из наших разработок в области дифракционной оптики позволяет создавать фронт световой волны произвольной формы. Это очень важно в производстве асферической оптики, и особенно тогда, когда речь идет о каких-то больших системах, например о зеркалах телескопа, которые в диаметре 10 — 12 метров.

С помощью наших дифракционных элементов создается волновой фронт нужной формы, посылается на изготавливаемое зеркало. При отражении обрабатывается соответствующий сигнал, и когда поверхность совпадает с волновым фронтом, то значит — все хорошо.

ФАКТ
ИАиЭ СО РАН разработана и внедрена автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ) в новосибирском метро. Эта система по многим параметрам уникальна и не имеет аналогов в России.

Фотографии статьи
Испытательный стенд АСДУ.