Дорожная карта социального предпринимательства
Вчера завершил работу третий Гражданский форум Новосибирской области. В фокусе внимания его участников были самые острые общественные проблемы
Круглые столы, проектные сессии, конференции, семинары, практикумы, мастер-классы и презентации — все жанровое разнообразие преследовало одну цель: получить максимально большой объем информации обо всем, что происходит в «третьем секторе» российской экономики и научиться использовать новые знания для реализации своих программ. Алгоритм действий, или, иначе говоря, дорожная карта социального предпринимательства, стала и предметом обсуждения, и его целью.
Эксперты и ведущие всех форматов общения стремились вооружить некоммерческие организации (НКО) инструментами участия в управлении социальной сферой, вместе с участниками искали пути развития благотворительности, частно-государственного партнерства, роста эффективности деятельности ресурсных центров. Критерии оценки проектов, взаимоотношения власти и НКО, актуальные вопросы законодательства вызывали самые бурные дискуссии.
Главная тема форума — «Общественные инициативы — основа успешного развития территорий». Достижения новосибирского «третьего сектора», признанные на федеральном уровне, и на этот раз были подкреплены компетентным мнением Артёма Шадрина, директора департамента инновационного развития Министерства экономического развития РФ. Отметив факт, что Новосибирская область является одним из лидеров по развитию муниципальных ресурсных центров, Артём Шадрин подчеркнул, что созданная в регионе система позволяет дойти до сельских районов и небольших городов и влияет на повышение квалификации сотрудников муниципальных организаций и НКО в развитии социального партнерства. Еще один немаловажный итог, который констатировал представитель федерального министерства: «Постепенно осуществляется переход от грантовых проектов на разовой основе к системной интеграции проектов НКО в последовательную деятельность пяти министерств социального блока региона».
Катализатор обратной связи
Процент активистов, занятых в НКО, в России и нашей области пока невелик, но их работа уже давно заметна. По сути дела НКО — катализатор реализации механизмов обратной связи между гражданами и властью, причем на самых разных уровнях соприкосновения: будь то помощь инвалидам, защита прав потребителей или межнациональные контакты.
Занимаясь этой работой, люди взращивают в себе лучшие чувства патриотизма и ответственности, гражданской солидарности, помогают другим в формировании активной жизненной позиции, в развитии самоорганизации и самоуправления.
На форуме обсуждали возможные модели развития «третьего сектора», а также выявляли необходимые ресурсы для этого — законодательные, политические, организационные и финансовые. Для того чтобы работа НКО приносила максимальный эффект в целом для общества, необходимо стимулирование, причем с ориентацией на реализацию ряда госпрограмм. Так, государство заинтересовано в том, чтобы делегировать НКО часть функций по оказанию социальных услуг населению. Поэтому в «третьем секторе» должна возрасти доля проектов этой сферы. Для сравнения: доля социально ориентированных НКО об общего числа в развитых странах составляет 60 — 70 процентов, в то время как в России — всего 13,5 процента. В связи с этим становится очевидным: элементы благоприятствования деятельности НКО в России требуют корректировки.
Как культивировать НКО
Способов культивирования НКО множество, и лежат они в основном за их пределами. Ответ на вопрос: «Кто заинтересован в их работе?» должен быть как у государства, так и у бизнеса. И он примерно известен, насколько, как и кому — заинтересованно выясняли на новосибирском форуме.
В целом меры культивации — это дорожная карта социально ориентированных НКО. В нее входит пакет ведомственных программ поддержки, в которых должны быть задействованы большинство министерств. На законодательном уровне необходим ряд поправок в законы, касающиеся налогообложения как НКО, так и бизнеса, который предоставляет средства для «третьего сектора». По сути это три больших блока — меры по устранению общих проблем в законодательстве, бюджетное финансирование и внедрение механизмов государственно-частного партнерства.
О духовной общности
Не всем участникам накануне проектной сессии «Дружба народов — единство России: формирование общероссийской идентичности и укрепление духовной общности россиян» удалось побывать на одноименном семинаре.
Формы, методы, инструменты, механизмы работы по формированию общероссийской гражданской идентичности обсуждались на семинаре, в частности, с представителями национально-культурных автономий Новосибирской области. Факт, что тема межнационального согласия получила грант Президента РФ, говорит сам за себя. Тревожность в этой сфере отношений уже проявляется на бытовом уровне.
— Отмечена мировая тенденция: рост нетерпимости в межнациональных отношениях, даже при высоком уровне жизни в ряде стран, — констатировал первый заместитель председателя Ассамблеи народов мира профессор Владимир Зорин. Эти явления распространяются на фоне экономического кризиса, нарастания миграционных потоков.
Россия обладает, по мнению профессора, мощным интеграционным ресурсом, и прежде всего высоким пониманием необходимости этнокультурного разнообразия. В этот ресурс можно зачислить и силу традиций: за последние 1 150 лет на территории России не исчезла ни одна из 193 народностей, населяющих ее территорию. Великая история страны способствовала на протяжении тысячелетий формированию духовной общности россиян, которая, конечно же, нуждается в широкой поддержке. Поскольку и у нас в последнее время наблюдается рост уровня конфликтности, хотя, как утверждает эксперт, объективных причин для этого нет.
ДОСЛОВНО
Артём ШАДРИН выделил два направления, в которых Новосибирская область опережает другие регионы России:
— В Новосибирской области успешно реализуется комплексное финансирование социальных проектов. Наряду с государственными заданиями действует механизм конкурсного финансирования, развивается финансирование социальных услуг через субсидии. Это позволяет негосударственным организациям наравне с государственными участвовать в процессе предоставления социальных услуг гражданам.
Вторым направлением, по которому Новосибирская область находится в числе лидеров в стране, является развитая сеть муниципальных ресурсных центров. Наличие такой сети дает возможность оказывать содействие в реализации общественных инициатив на отдаленных территориях, реализовывать программы повышения квалификации сотрудников некоммерческих организаций.
ФАКТЫ
Новосибирская область несколько лет подряд занимает призовые места в российском рейтинге по эффективности мер государственной поддержки, направленных на развитие некоммерческих организаций. В регионе действует мощный сегмент активного гражданского общества — 4 500 НКО.
Тридцать два фактора влияют на развитие благотворительности. Самый важный из них — личный пример.
В РФ действуют 80 благотворительных фондов.
Шестьдесят три российские компании в 2013 году перечислили на реализацию социально значимых проектов 13 млрд рублей.
В работе новосибирских НКО заняты более 8 000 участников.
На территории Новосибирской области создано 22 ресурсных центра.
Система территориального общественного самоуправления (ТОС), основанная на бюджетных грантах, на один рубль областных средств привлекает семь рублей частных инвестиций на реализацию собственных проектов.
На финансовую поддержку НКО государство выделяет все больше средств: в 2012 году — 4,7 млрд рублей, в 2013 году — 8,3 млрд рублей.