USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Чем пахнет настоящий шоколад

Юлия НАЗАРЕНКО
Фото  с сайта ironstonehq.com
Фото с сайта ironstonehq.com

В условиях удорожания сырья для производства шоколада рынок наводнится дешевыми имитациями

Тенденция неуклонного роста цен на шоколадном рынке на фоне общего удорожания продуктов питания не слишком бросается в глаза. За год плитки подорожали в среднем всего на 12 рублей. Однако именно в этом сегменте продовольственного рынка в последнее время наметилось стремительное снижение качества. О горечи и изюминках сладкого рынка — в канун Всемирного дня защиты прав потребителей, который в этом году отмечается 15 марта.

Увы, все меньше в шоколаде какао-масла, все больше какао-порошка с добавлением смесей растительных жиров, соевого лецитина, эмульгаторов и всевозможных стабилизаторов. Информацию о составе продукта авторы псевдошоколада обязаны размещать на упаковке. Вот только прочитать микроскопическую надпись удается не всем. Между тем подмену качественных ингредиентов на более дешевые эксперты считают достаточно распространенным явлением.

Интересно, что зарубежные производители в конце прошлого века настаивали на своем праве называть шоколадом продукт, в состав которого входит значительное количество — более пяти процентов — так называемых эквивалентов какао-масла, в первую очередь соевого и орехового масел. К примеру, традиционно исключением пользуются производители Дании, Ирландии и Великобритании, где шоколад допустимо может состоять из «эквивалентов» на пять процентов.

Откуда у цен ноги растут?
Стоимость сырья для производства шоколада (речь идет о какао-бобах) весь последний год стабильно повышается. Аналитики рынка отмечают взлет цен на основные компоненты на десятки процентов.

Не менее чем на четверть подорожали и молоко, и орехи. Заметно прибавили в цене какао-бобы — более чем на 20 процентов за шесть месяцев. Но, пожалуй, самый драгоценный компонент в производстве шоколада — какао-масло — подскочил в цене аж на 43 процента и достиг 4 514 фунтов стерлингов за тонну, сообщает Ассоциация предприятий кондитерской промышленности России.

Конечная стоимость качественной, произведенной по стандартам сладости уже не может умещаться в разумные пределы, ведь внутри «сидит» солидный интерес не только тех, кто делает шоколад, но и тех, кто его продает. Ведь сладкий рынок весьма бойкое торговое место.

Согласно опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения, шоколад в России любят 79 процентов населения. Сегмент шоколада и шоколадных изделий занимает примерно половину всего рынка кондитерских изделий, а российский кондитерский рынок находится на четвертом месте в мире после Великобритании, Германии и США.

Наряду с крупнейшим отечественным холдингом «Объединенные кондитеры», включающим 19 предприятий по всей России, в том числе «Красный октябрь», «Рот Фронт» и «Бабаевский», ведущими игроками являются также зарубежные производители. Это американские Kraft Foods (бренды Alpen Gold, Cote D’Or, Milka, «Воздушный»), контролирующий около 38 процентов рынка, и Mars (Snickers, Mars, Bounty, Dove), а также швейцарская Nestle (бренды «Россия — щедрая душа», Nuts, Nestle, Kit Kat и другие) и итальянская Ferrero (бренды Kinder, Raffaello, Ferrero Rocher). При этом зарубежные компании контролируют… от 60 до 70 процентов шоколадного рынка России.

Конечно, заместить такой объем потребляемой нами шоколадной продукции российский производитель при всем желании не сможет. Хотя, наверное, именно российские марки в большей степени, нежели зарубежный продукт, ориентированы на отечественного потребителя. Если речь идет о региональном производителе, то ему родной покупатель дорог вдвойне. Качество и еще раз качество, соответствие стандартам — залог его присутствия на рынке в условиях обостряющейся с каждым годом конкуренции. Увы, здесь, как и в прочих сегментах рынка, качество значительно «утяжеляет» цену продукта.

Удивительно то, что импортные шоколадки с учетом доставки и прочих расходов умудряются не проигрывать в ценниках российским. Хотя часто все объясняет как раз состав продукта, поэтому читай то, что написано на упаковке мелким шрифтом, и мотай на ус.

Конфеты на пятерку
Напомним, в конце прошлого года на федеральном этапе Всероссийского конкурса качества «100 лучших товаров России» в номинации «Продовольственные товары» шоколадная фабрика «Новосибирская», которая входит в холдинг «Объединенные кондитеры», стала лауреатом и дипломантом конкурса. В середине ноября 2013 года состоялось подведение итогов регионального этапа Всероссийского конкурса качества «100 лучших товаров России» по Новосибирской области.

Среди большого числа участников сладкая продукция шоколадной фабрики «Новосибирская» была удостоена двух почетных статусов в номинации «Продовольственные товары»: титула лауреата конкурса за набор «Ассорти «Жемчужное» и дипломанта за шоколад «Экстра» темный. С 1999 года она ежегодно принимает участие во Всероссийском конкурсе качества продукции, представляя на суд экспертной комиссии свой товар. И, как правило, успешно.

Большая часть номинированного ассортимента выпускается на фабрике и сегодня, радуя потребителей вкусом и качеством. Это и наборы кондитерских изделий «Дары Сибири», «Мой любимый город», «Новосибирск», «Сибирский сувенир», «Центр державы», «Новосибирск-экстра», и глазированные конфеты «Новосибирские», «Новосибирск-экстра», «Волшебная метелица с вафлями», «Птичье молоко сливочное», а также шоколадные фигуры «Сувенирный медведь», шоколад «Экстра» сливочный.

В 2013 году сладкий список пополнился еще двумя наименованиями. Впрочем, это вполне ожидаемо. Дело в том, что на рынке упакованных в коробки шоколадных конфет лидерами по продажам являются как раз отечественные марки. Ведь для подарка кто-то из нас вряд ли выберет купленный набегу батончик и из огромного ассортимента коробок на прилавке предпочтет гарантированно качественный продукт.

Доверие покупателей к авторитетным российским маркам, к которым относится и «Новосибирская», подкрепляется итогами престижного конкурса. Так что в поиске хорошего продукта на прилавке обратите внимание на наличие на товаре голограммы «100 лучших товаров России». Это 100-процентный выбор профессиональных экспертов, требующих от участников конкурса соблюдения стандартов качества и безопасности продукта.

Лучше больше и лучше
Эксперты Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Новосибирской области, на базе которого ежегодно проходит региональный этап Всероссийского конкурса качества «100 лучших товаров России», хоть и довольны результатами региональных участников, но сетуют на ограниченность их круга.

Это разные группы производителей товаров и услуг. Объединяет их одно — знак качества, безопасность выпускаемой продукции, экологичность производственного процесса, его энергоэффективность и так далее.

Региональный этап конкурса «100 лучших товаров России — 2014» стартовал и продлится до конца мая. Об условиях конкурса нам рассказала главный специалист ФГУ «Новосибирский ЦСМ» Анна Горбунова:

— В рамках конкурса предусмотрены такие номинации, как «Продовольственные товары», «Промышленные товары для населения», «Продукция производственно-технического назначения», «Изделия народных и художественных промыслов», «Услуги для населения», «Услуги производственно-технического назначения». Участниками могут стать как предприятия и организации, так и частные предприниматели, выпускающие конкурентоспособную продукцию или оказывающих высококачественные и востребованные на рынках услуги. Важно, чтобы качество поддерживалось на протяжении всей цепочки: от проекта изделия, производства продукции, появления товара на рынке и до потребителя.

Остается отметить, что благодаря этому конкурсу многие новосибирские предприятия стали известны далеко за пределами области и даже страны. Некоторые новосибирские марки можно с уверенностью назвать региональными брендами, достойно представляющими область на международных рынках и выставках.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Николай ЯКИМОВ, директор Новосибирского центра стандартизации и метрологии:
— Наша главная цель — заинтересовать производителей в выпуске конкурентоспособной продукции. Повышение качества напрямую связано и с технологическим переоснащением наших предприятий. Можно сказать, что стимулирование товаропроизводителей к выпуску высококачественной продукции позитивно отражается в целом на состоянии и развитии производственного комплекса региона.

Какие преимущества дает производителю использование голограммы «100 лучших товаров России»? Во-первых, использование и распространение новейших защитных технологий для идентификации упаковки продукции и усиления ее защиты от подделки и незаконного копирования. Это хорошо как для производителя, так и для потребителя, которому не приходится сомневаться в безопасности и качестве продукции.

Ваш пример с развитием событий на рынке шоколада демонстрирует преимущества продукции, отмеченной экспертами конкурса. Голограмма дает гарантию, что если на этикетке написано, что это шоколад, то в составе изделия будут именно те ингредиенты, которые определяет стандарт, а не что-то другое. Защитные технологии способствуют повышению уровня доверия потребителей к товаропроизводителю.

Стать победителем конкурса «100 лучших товаров России» очень престижно. Конкурсанты подписывают Декларацию качества, в которой обязуются два года не снижать планку: выпускать товары и оказывать услуги только высокого качества.