На медали не тянуть!
Недавно медали для выпускников школ отменили. Один из основных аргументов — они уже несколько лет не дают никаких льгот при поступлении в вузы. Сегодня депутаты Госдумы вновь предлагают узаконить эти ставшие за долгие годы традиционными формы поощрения отличников учебы. Нужны ли золотые и серебряные медали как форма поощрения, не подкрепленная никакими особыми прерогативами для отличников? Рассуждают депутаты Законодательного собрания Новосибирской области.
Юрий ГОРЛАТЫХ, заместитель председателя комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения:
— Стремиться к медали или нет — для каждого человека это определяется по-своему. У меня двоякое отношение к этим поощрениям. С одной стороны, я за то, чтобы медали остались, но скорее как традиция, не более того. А официального, законодательного закрепления наград за отличную учебу, возможно, и не надо. Ведь все эти гонки за медалями — это такой стресс для школьников. Моя мама была золотой медалисткой, и она меня настраивала не стремиться за медалью, потому что понимала: это очень большая нагрузка и ответственность для ребенка. Стремление получить медаль не должно становиться для школьника настоящей «гонкой с надрывом», когда ученик порой буквально ломается психологически, выматывается физически, а его родители начинают принимать слишком активное участие в учебном процессе, в том числе «ходить» по учителям, пытаясь вытянуть школьника на медаль.
Вера ГАНЗЯ, член комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Я за то, чтобы вернули возможность поощрять успешных учеников, ведь это титанический труд. Пусть сегодня медаль ничего не решает, это просто еще один поощрительный знак к портфолио ребенка, к которому школьники-медалисты идут 11 лет. Хотя бы такое моральное поощрение должно остаться. И, на мой взгляд, необязательно подкреплять поощрения за отличную учебу материально — деньгами. Платить ребенку за то, что он обязан делать, я считаю, не нужно. Вот моральное поощрение — да, необходимо, материальное же воспитывает меркантильность и безнравственность. Пусть это будет какой-то отличительный знак, и не только за отличную учебу, ведь есть дети, у которых одна-две четверки в аттестате. Есть ребята, которые учились, может быть, и не на круглые пятерки, зато они занимали активную социальную позицию в школе. Для них я бы придумала знаки отличия как регионального, так и федерального уровня, больших бюджетных затрат это не требует.
Максим ОХАЛИН, заместитель председателя комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике:
— Поощрения для школьников за успехи в учебе нужны, чтобы дети стремились к достижению отличных результатов. Многие на примерах старших сестер и братьев, соседей стараются учиться лучше, получать медали, для детей такие поощрения очень важны. Раньше у медалистов были преференции при поступлении в вузы, но даже и сегодня, когда льготы отменили, медаль остается важной наградой, которая всегда говорила о целеустремленности и сильном характере своего обладателя.
В нашем регионе есть свои поощрения. Действует долгосрочная целевая программа «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области на 2013 — 2017 годы». По программе ежегодно премии губернатора Новосибирской области вручаются ста учащимся — в размере 25 тысяч рублей — и пятидесяти педагогическим работникам, подготовившим наибольшее количество победителей, призеров различных мероприятий, — в размере 50 тысяч рублей. Цели и задачи одни — выявление и развитие одаренности у учащихся, оказание им поддержки, сопровождение талантливой молодежи, способствование профессиональному и личностному становлению детей.