USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Главное — по тарелочкам

Юлия НАЗАРЕНКО
Хорошо бы параллельно ужесточить ответственность кормящих организаций за качество и безопасность блюд.  Фото Аркадия УВАРОВА
Хорошо бы параллельно ужесточить ответственность кормящих организаций за качество и безопасность блюд. Фото Аркадия УВАРОВА

Новосибирская область приступает к кардинальной перестройке системы организации питания в бюджетных учреждениях

Уже с 1 июня «снимать пробу» социального меню в новом формате предстоит главным врачам и пациентам четырех медучреждений в областном центре. В регионе намерены за счет привлечения профессиональных организаций индустрии питания избавить больницы от непрофильной функции, при этом существенно расширив ассортимент продуктов и блюд в меню стационаров.

Новую схему организации питания в этом году внедряют в областной клинической больнице, городских клинических больницах № 1 и 11, а также Новосибирском областном онкологическом диспансере. Изменится не только форма организации, но содержимое тарелок: разработано 24-дневное комплексное меню, еще более насыщенное фруктами, овощами и молочными продуктами. Общая сумма контрактов по четырем медучреждениям пилотного проекта на три года оценивается в размере 700 миллионов рублей.

Это только первый шаг. Ожидающиеся изменения пойдут гораздо глубже и охватят всю социальную сферу. Для разработки и осуществления реформы в прошлом году было создано управление социального питания Новосибирской области. По словам главы нового ведомства Сергея Лоша, это первый опыт в Сибири и второй по стране — систему уже обкатали в Санкт-Петербурге. Не без проблем, конечно. В социальных сетях достаточно нелестных откликов по этому поводу, что и заставляет «покопаться» в вопросе.

Откуда новшества «растут»?
Перемены в столовых бюджетных учреждений — общероссийский тренд. Проблемы раздирали сегмент последние 15 лет. Идея создания и развития отечественной индустрии социального питания как саморазвивающейся системы впервые прозвучала на излете прошлого десятилетия. Правда, в центре внимания тогда были в основном школьные столовые. Это неудивительно — учащиеся составляют самую многочисленную армию бюджетных едоков.

В Госдуме по поводу ситуации в бюджетной индустрии питания в 2009 году проходили бурные обсуждения, и в дальнейшем была принята госпрограмма совершенствования школьного общепита. Именно тогда впервые прозвучало, что проблему необходимо решать не только в учреждениях образования, а во всех организациях социальной сферы, где суточное кормление обеспечивается за государственный счет.

Более того, как раз после кризиса 2008 — 2009 годов заговорили о внедрении целевой государственной программы соцпитания в качестве инструмента господдержки отечественного агропромышленного и перерабатывающего комплексов. Госзаказ на обеспечение сельхозтоварами и продуктами их переработки школ, больниц, учреждений социальной защиты и так далее мог бы гарантировать стабильный доход предприятиям реального сектора.

Тезис актуализировался в связи со вступлением России в ВТО, ограничивающей права государства напрямую финансировать АПК. Вот почему сегодня тему соцпитания на федеральном уровне двигает вовсе не министерство образования или Роспотребнадзор, а именно сельскохозяйственное ведомство. Со стороны региона проект — пока в формате пилотного — поддерживает правительство Новосибирской области в лице управления социального питания.

Далеко идущие планы
Перемены ожидаются почти глобальные. Однако прежде предстоит внести ряд поправок в законодательную базу, которая пока не позволяет завязать в один системный узел предприятия сельхозпроизводства, переработки, логистические комплексы и блок социальных учреждений.

В перспективе схема будет выстраиваться следующим образом — Сергей Лош маркером рисует ее на доске:

— С одной стороны — «зеленое поле» сектора АПК, с другой — потребители социальной сферы, включая учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты, а также социально уязвимые слои населения. Между этими группами участников процесса располагаются производственно-логистические комплексы — сеть предприятий, которые осуществляют приемку, хранение, первичную и полного цикла переработку продукции, поставляемой по цене ниже среднерыночной в рамках длительных контрактов с сельхозтоваропроизводителями, и в дальнейшем отправляют ее потребителям.

В чем интерес аграрников в такой системе? Разницу между ценой, по которой они сбыли продукцию социального назначения, и рыночной им будет компенсировать государство в лице федерального отраслевого ведомства и областного бюджета. Это вполне укладывается в «зеленую корзину» ВТО и не противоречит ее требованиям. Контроль предполагается жесткий: сколько продукции поставили на социальный стол, за столько и получили. Правда, неизбывный для АПК вопрос о том, насколько быстро придет компенсация, так и повис в воздухе.

К слову, финансирование создания производственно-логистических предприятий также берет на себя Минсельхоз РФ. По словам главы управления социального питания, таких «перевалочных пунктов» по области будет создано несколько. В частности, в Бердске, Барабинске, рассматриваются среди вариантов и Тогучин, и Сузун.

Однако само появление таких комплексов пока с законодательно-правовой точки зрения просматривается, мягко говоря, нечетко. Поэтому перспектива реализации нарисованной Сергеем Ивановичем схемы, как он сам подчеркнул, дело будущих как минимум двух лет.

Судить пока рано, но…
Есть в переменах и такой важный момент: руководителям бюджетных организаций, которые сегодня вынуждены самостоятельно закупать продукты и посуду, варить, подавать, убирать, содержать пищеблок и так далее, останется только контролировать процесс, оценивать его с точки зрения потребителей услуги. Это на руку пациентам, школярам, подопечным приютов и домов престарелых.

Но где гарантия, что в столовую — сегодня в больничную, завтра в школьную — идет добросовестный, технически подкованный, высококвалифицированный исполнитель? Ведь пока наверху рождалась новая теория относительно кормления социально подзащитных, те же школы в большинстве своем проблему решили в немалой степени благодаря действующей в регионе долгосрочной целевой программе.

В Новосибирской области есть замечательные примеры. И не только в мегаполисе. Мы подсказали Сергею Ивановичу, в частности, один хороший адрес в Купино, где школьная столовая просто мечта. Помогает выпускник школы — московский бизнесмен.

Есть, конечно, по районам и слабые звенья. Вот их бы и подтянуть!

Тем не менее наиболее благоприятная ситуация с питанием, судя по результатам мониторинга, все-таки сложилась не в образовании, а в системе социальной защиты региона. Так что не стоит говорить: «Вот, наконец-то, нам все и поправят!» — зачем кривить душой?

Как сообщил начальник управления социального питания, те, кто рассчитывает заполучить заказ, пройдут через систему конкурсных процедур, причем в числе критериев, по которым будут отбираться кандидаты, — успешная история исполнения предприятием питания как минимум двух подобных контрактов. Это отсеет конторы, у которых, кроме стола и ручки для подписания договоров, ничего нет. Государство готово к партнерству как с государственными, так и с коммерческими структурами, имеющими собственные мощности, достаточные для обеспечения качественным питанием, к примеру, до 100 — 300 едоков разом.

С одной стороны, мы в большей степени будем застрахованы от таких случаев массового отравления, какой произошел недавно в одной из новосибирских школ, — с инцидентом сейчас разбираются специалисты.

С другой стороны, от бюджетного пирога скорей всего будут отрезаны те малые предприятия, которые на протяжении долгих лет кормят вкусными и полезными обедами детсадовцев и школяров. Сколько успешных, без штрафных санкций, контрактов они имеют в послужном списке? Много и других вопросов, ответ на которые один — все согласно законодательству.

Впрочем, пока система не будет выстроена, до конца отлажена и не даст первые результаты, судить о гипотетических потерях и приобретениях, наверное, рано.

СПРАВКА
В Новосибирской области с апреля по декабрь 2013 года проведен мониторинг организации питания:
— в 36 учреждениях здравоохранения;
— в 4 детских садах;
— в 46 учреждениях начального и среднего профессионального образования;
— в 60 общеобразовательных школах;
— в 34 учреждениях социального обслуживания.

В 2014 году мониторинг проходит еще в 60 учреждениях социальной сферы.