Они улетают на Марс
Трое новосибирцев готовы стать колонистами Красной планеты
Некоторые романтически настроенные жители областного центра собрались навсегда покинуть нашу уютную планету. Наш корреспондент отыскал среди будущих марсиан троих жителей города и узнал, почему им так надоела Земля.
Всего изъявили желание стать первыми колонистами Красной планеты, навсегда покинув родину, семью, друзей, 202 586 землян из 140 стран. Четыре процента из них — граждане России.
Билет в один конец
Организаторы частного проекта Mars One объявили о том, что закончился первый этап отбора будущих астронавтов. Mars One предполагает полет на Марс с основанием колонии — возвращение людей на Землю не планируется. Высадка первого экипажа запланирована на 2023 год. Первоначально население марсианской колонии составит двадцать человек.
Вероятно, будущих марсонавтов среди новосибирцев значительно больше, но по каким-то причинам они не стали указывать в анкете место жительства. Многие даже фамилии не написали. Их можно понять, ведь они потенциально уже бросили родных, детей и привычный образ жизни.
«Меня зовут Вадим. Я родился в Новосибирске, сейчас у меня два гражданства: российское и французское. Я магистр наук по электронным сетям и телекоммуникациям, имею степень магистра менеджмента. Год занимался исследованиями в области автономных транспортных средств, прежде чем пойти на аспирантуру компьютерного видения. Интересы: компьютерное программирование и видеоигры. Получаю удовольствие от игры с друзьями, чтения, плавания и туристических походов».
«Меня зовут Олег, мне 23 года. Я с детства хотел стать космонавтом или ученым. В детстве караулил комету на балконе. Просился в российскую космическую программу, но меня не взяли из-за старой травмы спины, хотя мне кажется, что она давно прошла. Изучаю действие элементарных частиц».
Там жизни нет...
Большим оригиналом оказался 45-летний водитель, он же музыкант Павел Савенков, который играет в группе Dark Force («Темная сила»). «Привет всем, я Павел из России. В первую очередь хочу поблагодарить руководителей проекта Mars One за то, что они делают важные вещи для всего человечества. Сэнкью вэри мач! Это действительно то, что я хочу, это порыв моей души. Я понимаю, что легко не будет, это самопожертвование, но только не говорите моей жене об этом! Она убьет меня прежде, чем я отправлюсь на Марс».
— Я действительно готов отправиться на Марс, но в реальный полет все же не верю, — заявил «Советской Сибири» Павел Савенков. — Вряд ли это реально за 15 долларов, которые я заплатил. К проекту отношусь с юмором. Но если все-таки меня выберут, то с собой возьму только гитару. Больше мне ничего не надо. Но я должен быть уверен, что жена и двое детей останутся на Земле в полном достатке. Это мое условие.
Павел уверен, что жизни на Марсе нет, однако хочет убедиться в этом на личном опыте. В предстоящей экспедиции он может пригодиться как отличный механик.
— Ученые, конечно, нужны, — говорит он, — но и гайки закручивать тоже кому-то надо уметь. А в этом я разбираюсь. За свою жизнь я был в различных экстремальных ситуациях, испытывал нагрузки, поэтому за себя и свое здоровье не беспокоюсь.
— Не уверен, что человеку в ближайшем будущем нужно планировать полеты на Марс. Он нам ничем не угрожает, — говорит заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Дмитрий Вибе. — А вот высадить экспедицию на Луне или астероиде просто необходимо. Земле в ближайшем будущем угрожают в общей сложности 155 крупных астероидов. Рано или поздно один из них обязательно упадет. И это будет катастрофа.
А деньги где?
К марсианскому проекту многие специалисты относятся крайне скептически. При его хоть сколько-нибудь серьезном обсуждении возникает много вопросов. Первый: финансы. В 1992 году Президент СЩА Буш поручил НАСА определить затраты на марсианскую миссию. Специалисты назвали цифру в 400 миллиардов долларов (с учетом проектных расходов). От миссии тогда отказались. В наши дни полет на Марс обойдется значительно дешевле, но все равно пока ни одно государство не в состоянии его осуществить. Деньги потребуются колоссальные. Создатели проекта Mars One предполагают, что цена вопроса — всего лишь шесть миллиардов долларов. Эти деньги они надеются получить от телевидения и других СМИ, которым будет дозволено вести трансляции с базы подготовки астронавтов, а затем и с Марса.
Что и говорить, идея соблазнительная, СМИ заплатят за передачи с места событий большие деньги, возможно, и шесть миллиардов, но хватит ли их? Нужно учесть и то, что основные деньги для создания корабля и сложного оборудования понадобятся задолго до первых полетов, но вряд ли телемагнаты начнут раскошеливаться заранее. Стоит отметить, что хотя сама заявка на участие в проекте объявлена бесплатной, добровольцы для демонстрации серьезности своих намерений обязаны внести пожертвования в размере до 40 долларов. Организаторы уже собрали несколько миллионов долларов. Однако эти деньги даже отчасти не покроют расходы на строительство атомного реактора, корабля и всего прочего. А к вкладчикам они уж точно не вернутся.
Вопрос второй: где взять корабль, на котором полетят храбрые колонисты? Организаторы проекта утверждают, что уже в 2016 году на Марс будет отправлено 2,5 тысячи тонн запчастей, оборудования, солнечных батарей и прочего добра. Однако даже великая космическая держава Россия недавно потерпела фиаско при попытке отправить к Марсу беспилотную межпланетную станцию. Планировалось даже не садиться на Марс, а всего лишь взять пробу грунта с его спутника — Фобоса. Увы, дорогущий «Фобос-грунт» не смог покинуть низкую околоземную орбиту и погиб. Новый полет автоматической межпланетной станции к Фобосу состоится не раньше 2020 года...
По дороге в космос
Третий вопрос. Допустим, чудо-корабль и ракета-носитель созданы. Взлет, маневр, космическая дорога. Американский марсоход «Кьюриосити» летел к планете восемь месяцев. За это время случилось пять мощных солнечных вспышек. Солнечная радиация разрушает ткани и ДНК человека, приводит к мутациям клеток, раковым заболеваниям. До сих пор нет опыта долговременного пребывания человека в межпланетном пространстве вне защищающего магнитного поля Земли. На Луну астронавты летали, когда вспышек на Солнце не было. Но путь до Марса слишком долог, чтобы этого избежать. Солнечный ветер настигнет экипаж, а средств защиты от космических частиц пока не создано: все придуманные способы неисполнимы технически, слишком громоздки, тяжелы. К тому же все эти страшные месяцы людей будет мучить невесомость. Мышцы, кости, система кровообращения подвергнутся ее беспощадному воздействию: на Земле требуется более двух лет, чтобы организм космонавта восстановился. Но ведь колонисты прилетят не домой, а на дикую планету. О психологии говорить не станем. Надеемся, что экипаж будет сформирован таким образом, что длительное пребывание в тесном помещении и ограниченность социальных контактов не станут причинами агрессии.
Это романтика
Вопрос высадки на Красную планету со слабой гравитацией можно даже и не обсуждать. Как считают эксперты, большинство обозначенных проблем нерешаемы в принципе, при любых деньгах. Вот почему некоторые специалисты называют план колонизации Марса прожектерством и ненаучной фантастикой. И все же нельзя отрицать положительного эффекта, вызванного романтическим проектом. Даже в наши дни редкий подросток не мечтает стать покорителем космоса. С этой точки зрения — возрождения в обществе звездной романтики — некоммерческий проект Mars One, безусловно, полезен и нужен. Ведь не надо забывать, что прорыв в космос принес человечеству массу научных открытий и изобретений, изменивших наш образ жизни, что он значительно ускорил технический прогресс, при этом дал надежду, оптимизм, перспективу, вызвал интерес к будущему. Уж лучше народам Земли мечтать о завоевании Марса, чем воевать друг с другом.
ФАКТ
В начале января инициаторы проекта колонизации Красной планеты объявили, что из сотен тысяч желающих покинуть Землю и навсегда поселиться на Марсе отобраны 1 058 человек