Про «тёплых людей» и детскую любовь к чтению
Вернуть маленьким пациентам книжное детство задались целью писатели и медики
В Новосибирске стартовала благотворительная акция по сбору книг для детских отделений больниц. Помочь ребятишкам в состоянии вынужденной бездеятельности, но так, чтобы развлечение соединилось с пользой, — так объясняют смысл и цель этого действа организаторы: литературный портал «Белый мамонт», инициативная группа «Люди в теплом» и детский фонд «Солнечный город».
— Был у нас на литературном фестивале «Белое пятно» большой и печальный разговор на круглом столе, — рассказывает писательница Татьяна Сапрыкина, инициатор акции «Люди в теплом» и исполнительный директор проекта «Белый мамонт». — Мы обсуждали, как же так вышло, что современные дети не любят и не хотят читать. И родилась такая вот идея — собрать те самые детские книжки из нашего детства. Сначала мы подумали про детские дома, но после нескольких звонков выяснили, что им это неинтересно, — книги оказались не нужны. Нужны планшетники.
Больницы отреагировали иначе. По словам Татьяны Сапрыкиной, Куйбышевская центральная районная больница, с которой давно сотрудничает благотворительный фонд «Солнечный город», с радостью приняла их идею. В декабре «Люди в теплом» собирают библиотеку для ее педиатрического отделения.
— Сейчас родители не разговаривают с детьми и не читают им, — рассказывает Людмила Святенко, заведующая детским отделением Куйбышевской ЦРБ. — Мы пытаемся объяснять, что времена выживания прошли и детьми уже можно заниматься… Но нет — приносят планшетники, а там мультфильмы и Интернет. Мы передадим эти книги туда, где лежат родители с детьми до семи лет, будем рекомендовать взрослым читать детям. Нас, наверное, послушают.
Как рассказывают организаторы акции, за полторы недели собралось более пятидесяти книг, подаренных разными людьми.
— Мы планируем отвезти книги в Куйбышев после Нового года, вместе с душевной праздничной программой, со сказочницей, — говорит Татьяна Сапрыкина.
Пока есть десять приемных пунктов, куда каждый житель города и области может принести книги, из которых его дети «выросли». Это театр «Глобус», областная научная библиотека, несколько книжных магазинов, творческие центры, школы и университеты. Присоединиться к этой бессрочной акции может каждый.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Организаторы и участники проекта описывают в социальных сетях воспоминания о лучших книгах своего детства.
Ирина ВАСИЛЬЕВА, поэт:
— Не помню, когда и как я научилась читать. Родители свою причастность к этому делу отрицали категорически. Стало быть, тайна. Напечатанное слово и было тайной, волшебством. Я могла открывать все на свете бесконечное количество раз. Я была всемогущей. «Кот Котькин» Юрия Магалифа — мое дошкольное домашнее животное. «В новом микрорайоне, где все дома одинаковые», обитала злая колдунья Цапа-Цопик, девочка-старуха в джинсовом костюме с пятой волшебной пуговицей. Я до сих пор думаю, что она где-то там, в Новосибирске, — на МЖК или Юго-Западном. И по-прежнему охотится за уникальным зеленым говорящим котом.
Книга «Сказки всех времен и народов» — первая инъекция настоящей поэзии. Как забудешь, например, северную «Девушку и месяц»? «Отпусти — засвечу!». «Отпустила — засветил»... И «Винни-Пух» с великолепнейшими черно-белыми, туманными какими-то иллюстрациями, которые я тут же подправила и усовершенствовала с помощью цветных карандашей...
Елена ДУБЫНИНА, сказительница:
— Моя любимая книжка детства — «Маленькая Баба-яга» Отфрид Пройслер. Ее перевод печатали по главам в журнале «Мурзилка». И это было таким мучением — дожидаться следующего номера целый месяц! «Жила-была когда-то маленькая Баба-яга и было ей всего сто двадцать семь лет»…
Я и хотела быть тогда такой же маленькой поперечной ведьмой-хулиганкой, развлекать детей, помогать зверям и птицам, устраивать мелкие веселые пакости всяким неприятным людям, жить в избушке в лесу с Мудрым Вороном и колдовать по пятницам. Практически всего этого я достигла.
В более зрелом возрасте я встретила несколько своих коллег — маленьких бабок- ёжек, которые в детстве любили эту книгу и хотели быть похожи на главную героиню. У них тоже все получилось. Одна из них — психолог-сказкотерапевт, детская писательница-сказочница, постоянно изображает на сказочных экскурсиях в сказочном доме «Баюшки» Бабу-ягу. Другая — аниматор, на детских праздниках отыгрывает с детьми волшебные игры в образе своей любимой героини. Третья переехала из Новокузнецка в волшебную алтайскую деревню Узнезя, в резной деревянный дом, делает обережные куклы (самая популярная кукла, пользующаяся неизменным спросом у туристок, — это как раз Баба-яга), рисует волшебные картины, фотографирует волшебные алтайские пейзажи, собирает и сушит волшебные алтайские травы и водит туристов по волшебным алтайским горам.
А я живу в деревянном доме в поселке Нижняя Ельцовка — и из всех окон за следующими улицами виден дремучий лес... У меня нет ворона, но есть пять детей, три собаки и пять кошек...