Дорога жизни труднодоступной Лаптевки
Жители одного из сел Колыванского района долгое время остаются отрезанными от цивилизации из-за затянувшегося на десятилетия ремонта единственной дороги
Когда-то село Лаптевка было крепким и зажиточным: скота только в коллективном хозяйстве было больше тысячи голов. Люди тогда жили в достатке и покидать родные места не собирались. В начале 90-х годов прошлого века все старое начало рушиться, а новое создать взамен так и не получилось. Поэтому к 2013 году в Лаптевке остались около сорока дворов, чуть больше сотни жителей и серьезная проблема — отсутствие нормальной дороги, которая должна связывать забытую всеми деревню с районным и областным центрами. Вопрос жизни селян — 20 километров дорожного полотна. Не каждая машина выдержит такое расстояние по бездорожью...
Уже и не вспомнить
За 20 километров до Лаптевки начинается «веселье» — камни, глыбы застывшего льда, выбоины, торчащие из земли ветки и разбросанные бревна. Кажется, что по дороге уже давно никто не ездит, а впереди тупик.
Когда мы все-таки доехали до места назначения, выяснилось, что нам еще повезло: небольшое понижение температуры позволило добраться без особых происшествий. Хотя за несколько дней до нашего визита машины сельчан в очередной раз пришлось вытаскивать трактором.
— Мы многие годы делали мосты и засыпали ямы за свой счет. Весной и осенью без сопровождения трактора лучше не выезжать, — рассказывает депутат Совета депутатов Пихтовского сельсовета Колыванского района Сергей Екимов. — Зимой снег чистят дорожники, так как дорога все-таки областного значения.
Жители труднодоступного села не раз обращались в местную администрацию, однако помощи не дождались до сих пор. Поэтому из года в год самостоятельно, как могли и как позволяли собственные средства, засыпали ямы, чтобы дорога не превратилась в один большой овраг. Но с каждой весной ямы все глубже и опаснее.
— После нескольких обращений часть дороги нам все-таки засыпали щебнем. Но это капля в море — дорога нуждается в капитальном ремонте, — отмечает глава Пихтовского сельсовета Ольга Варлыгина.
Как рассказывают сельчане, последний раз ямы латали в проливной дождь этой осенью, причем сил хватило на первые пять километров участка. В итоге техника, вывернув все канавы, «утонула» в очередной выбоине. По пути в Лаптевку сами встречаем брошенный трактор, который застрял на обочине.
Строго по расписанию
Лаптевка напоминает поселения-призраки из голливудских фильмов: много заброшенных домов, покосившихся бань, разобранных на дощечки сараев. Тем не менее всем ветрам назло в селе работают фельдшерский пункт, школа, небольшая библиотека и магазин.
Здание сельской «альма-матер» выгодно отличается от всех других построек: снаружи оно обшито сайдингом, внутри уютные классы и просторные коридоры. Капитальный ремонт здесь был проведен два года назад. И все это для десяти учеников. Местные жители думают, что образовательное учреждение не закрыли благодаря отсутствию дороги, потому что возить детей до ближайшей школы в Пихтовку крайне опасно. Однако директор лаптевской школы назвала разговоры сельчан напрасными. «Школа работает стабильно, на будущий год ждем первоклассников», — отметила наша собеседница.
Единственный в деревне магазин открывается строго по расписанию: купить продукты можно с 9:00 до 11:00 и с 18:00 до 20:00. Так называемая привозка происходит по субботам. Сельчане не жалуются, говорят, что ассортимент товаров их полностью устраивает. На прилавках крупы, колбасы, выпечка. Перебои с доставкой продуктов случаются, но редко.
Сотовой связи в селе нет, но стационарные телефоны доступны всегда. Раз в неделю сельчане получают свежую прессу и письма, раз в месяц — пенсию. Однако, стоя возле сгоревшего в прошлом году здания конторы, ловлю себя на мысли о том, что неплохо бы завести сюда звезд отечественного шоу-бизнеса и снять новое реалити-шоу «Последний герой». Ведь выжить тут не легче, чем на необитаемом острове.
Лучше не болеть
Что касается небольшого фельдшерского пункта в селе, то его могло и не быть, если бы сюда несколько лет назад не переехала из города семейная пара пенсионеров-медиков. Ведь скорая помощь чаще всего просто отказывается ехать на вызовы. Сельчане шутят и говорят, что уже привыкли и разучились болеть, но жизнь есть жизнь, и от проблем со здоровьем никто не застрахован.
— Пару лет назад, когда был сильный паводок, до нас можно было добраться лишь на лодке или воздухом. У одного парня как раз случился инсульт. Повезли в больницу на моторной лодке. Через три дня везли уже обратно, хоронить, — рассказывает уроженка села Надежда Беляева.
Вопреки всем законам логики оставшаяся в селе молодежь вступает в браки и рожает детей. Прошлой зимой роженицу в сильный буран пришлось везти в ближайший родильный дом на вездеходе — по-другому проехать два десятка километров по бездорожью было невозможно.
До ближайшей автобусной остановки те же 20 километров, так что лаптевчане привыкли ходить пешком или же добираться на чем придется.
Медвежий угол
Отсутствие регулярного дорожного сообщения между Лаптевкой и внешним миром привело к тому, что ни постоянной, ни временной работы в селе практически нет. Живут в основном на пенсии и пособия да за счет собственного хозяйства и рыбалки.
— Двадцать три года я отработал в местном лесничестве, потом оно закрылось, работу я потерял. С тех пор выживаем только за счет скотины, — сетует местный житель Михаил Овчинников.
Однако и за счет личного подворья заработать проблематично. К примеру, чтобы сдать мясо, нужны машины, которые есть не у всех. Чтобы закупить корма, тоже нужно авто, ведь продавцы крайне редко едут в Лаптевку. Жители жалуются, что если и привозят корма, то на них значительная наценка: в районном центре мешок отрубей можно купить за 220 рублей, а в горе-деревне за него попросят не менее трехсот.
И если люди с «большой земли» не очень жалуют деревню, то медведи в последнее время частые гости вблизи Лаптевки. Недавно в деревенском стаде недосчитались трех коров.
— Как-то ходил за грибами и увидел, что вдалеке кто-то землю роет. Стал звать, думал, кто-то из наших. Когда подошел ближе, из-за дерева на меня вышел медведь. Мы друг другу в глаза посмотрели... К счастью, он ушел, — рассказывает Михаил.
Надежда еще жива
Несуществующую дорогу жители села сравнивают с Дорогой жизни через Ладожское озеро во время блокады Ленинграда. Другого пути к нормальной жизни у них просто нет. В администрации Колыванского района представителей «Советской Сибири» заверили, что эта проблема стоит на повестке дня.
— Капитально отремонтировать дорогу на всем протяжении сегодня вряд ли реально, — сказал первый заместитель главы администрации района Борис Калиниченко. — Один километр в щебневом покрытии стоит четыре — пять миллионов рублей. Но я недавно общался с министром транспорта и дорожного хозяйства области Сергеем Титовым, и он пообещал, что планово-предупредительный ремонт дороги в будущем году будет произведен.
На наш запрос в региональном минтрансе также подтвердили, что в 2014 — 2016 годах будут выполняться планово-предупредительные работы и работы по содержанию дороги на Лаптевку по согласованию с администрацией Колыванского района. Кроме того, в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области в 2012 — 2015 годах» предусмотрено выполнение работ по строительству моста через ручей на 19-м километре автодороги Мальчиха — Лаптевка.
Это хоть какая-то, но надежда на лучшую жизнь. Перед отъездом мы договорились с сельчанами, которые, несмотря на все трудности, полны жизненных сил и энергии, что я приеду к ним вновь. Уже по новой дороге.