Особый подход к особым детям
Обучающие семинары, проводимые по инициативе министерства социального развития Новосибирской области для специалистов, работающих в сфере реабилитации детей-инвалидов, становятся эффективным инструментом помощи в их практической деятельности
На обучающие семинары «Основы технологии CBR. Нормализация жизни ребенка с ограниченными возможностями в семье» и «Группа поддержки для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья» приехали все записавшиеся специалисты, даже из самых отдаленных районов Новосибирской области. И это неудивительно, ведь проводила занятия преподаватель из Санкт-Петербурга, эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (Москва), сертифицированный тренер по программе CBR, директор Санкт-Петербургского института раннего вмешательства Лариса Самарина. По словам тренера, ее метод — не столько поэтапное обучение, сколько своеобразный «нырок», «глубокое погружение» в тему изучения, чтобы ученики успели за такой короткий период усвоить максимум информации.
Учиться никогда не поздно
Все приехавшие на семинар — уже давно практикующие психологи, социальные работники и логопеды, но на несколько дней занятий им пришлось превратиться в прилежных учениц, старательно конспектирующих услышанное в тетрадки.
— На таких семинарах всегда можно почерпнуть много информации как для личностного, так и для профессионального роста, — прокомментировала свою заинтересованность в мероприятии ведущий психолог отделения социокультурной реабилитации инвалидов МБУ Краснозёрского района Татьяна Култышева. В семинарах она участвует не в первый раз и считает, что полученный опыт ей обязательно пригодится.
Семинар Ларисы Самариной призван дать не только необходимые знания из сферы сопровождения семей с детьми с ограниченными возможностями, но и преподнести слушателям реальный практический опыт, а также предоставить возможность самим разобрать сложные случаи, спланировать стратегию взаимодействия с патронируемыми семьями и последовательность действий.
— Это не похоже на обычные лекции. Я, конечно, привезла некоторое количество методических пособий и необходимой литературы, но главным образом буду давать для разбора реальные случаи из практики нашего института. Участницам придется основательно потрудиться и научиться самим находить выход из множества ситуаций, — объяснила Лариса Витальевна.
Родители — важное звено
Семинар рассчитан на две категории специалистов. Во-первых, на руководителей — чтобы люди могли понять систему работы по этой технологии и внедрить ее у себя в учреждении. Во-вторых, на специалистов, которые выходят на работу с семьями. В ближайшем будущем в Новосибирске планируется провести целый ряд подобных семинаров (всего около двухсот часов). Существует технология преподнесения информации, которая описывает, как именно оказывается данная услуга и каково ее содержание. Первый семинар посвящен второму аспекту: с чего начинать работу, как выявить семью, каким образом провести оценку ограничения жизнедеятельности ребенка, спланировать программу и реализовывать ее дальше, как организовать домашний визит, что делать во время него и так далее.
— Сегодня специалисты зачастую стараются взаимодействовать напрямую с детьми, минуя такое важное звено, как родители, — говорит Лариса Самарина.
Мама и папа со своим ребенком общаются непосредственно, именно они являются для него огромным реабилитационным потенциалом. Если родителю оказать необходимую поддержку, например рассказать ему, как ребенок должен правильно сидеть, то можно не только самостоятельно осуществить профилактику вторичных нарушений, таких как сколиоз, но и развить у воспитанника хорошо закрепленный самостоятельный навык. Обычно родители и сами этого хотят, но в силу развившихся предубеждений считают, что помочь могут только профессионалы. Поэтому очень важно научиться помогать ребенку именно через людей, непосредственно с ним контактирующих.
Специфика работы на селе
Вся программа, включающая в себя цикл семинаров, предназначена для сел, деревень и маленьких городов. Здесь специфика в том, что один специалист должен знать аспекты всей сферы реабилитационной работы. Когда он идет в семью, должен разбираться и в коммуникации, и в развитии движения, и в том, как ребенок познает окружающий мир, и во многом другом. Для того чтобы этот специалист чувствовал себя компетентным, ему необходимо обладать всеми этими знаниями одновременно.
Такая программа была дважды запущена в Таджикистане и уже дала свои первые плоды. Там обучали фельдшерскому делу учителей начальных классов. Эти люди с настолько большим энтузиазмом взялись за овладение новой профессией, что про чудеса исцеления, происходящие благодаря их деятельности, уже слагаются легенды.
— В одном селе выявили девушку, у которой было заболевание, приводящее к слабости мышц. К своим восемнадцати годам она умела только ползать, ничему другому ее не учили, так как местные доктора сказали, что она все равно не сможет ходить. Социальный работник, обученный по нашей программе, поставил ее на ноги за несколько месяцев, — поделилась примером из своей практики Лариса Витальевна.
Всего, что узнали на семинарах Самариной новосибирские специалисты, не перечислить. К примеру, на одном из занятий она объясняла не только как помогать пациентам, используя специальную аппаратуру, но и каким образом создавать ее самим из подручных материалов. Так, недоступный в селе вертикализатор можно легко заменить обыкновенным устойчивым стулом со спинкой, на которую можно опираться при передвижении.
Главный вывод из всего сказанного на семинарах таков: чтобы освоить новые методики, специалистам нужно будет немного повернуться в своем сознании — остаться в роли координатора и помощника, отдав главную роль в процессе реабилитации ребенка его родителям.
КОММЕНТАРИЙ
Ирина РАРАТЮК, начальник отдела межведомственной координации вопросов демографической и семейной политики регионального министерства социального развития:
— Проблема работы с семьями, в которых есть дети с ограниченными возможностями, очень актуальна для Новосибирской области. Именно поэтому мы пригласили Ларису Самарину, чтобы наши специалисты получили возможность перенять опыт. В области мы уже давно работаем в этой сфере: на базе комплексных центров в ряде районов созданы отделения реабилитации детей-инвалидов. Также в рамках программы «Семья и дети» организовано пролонгированное сопровождение таких особых семей. Чем больше своевременной помощи будет им оказано, тем раньше в состоянии ребенка начнутся перемены к лучшему.
Лариса САМАРИНА, директор Санкт-Петербургского института раннего вмешательства:
— Участницам (семинара) придется основательно потрудиться и научиться самим находить выход из множества ситуаций