USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Жди подвоха от палочки Коха

Марианна ДАНИЛОВА

В Новосибирской области планируется построить масштабный многопрофильный противотуберкулезный центр

Насколько эффективнее для общества могло бы стать лечение такого социально опасного инфекционного заболевания, как туберкулез, будь оно принудительным? И можно ли назвать подобные подходы гуманными? Дискуссия на эту тему развернулась между депутатами социального комитета Заксобрания и медиками в ходе обсуждения вопроса о строительстве новых областных противотуберкулезных медучреждений.

Болен или социально опасен?
Побороть опасную хворь можно лишь радикально поменяв подходы к решению проблемы, считают некоторые депутаты. При этом в первую очередь необходимо признать, что туберкулез представляет собой серьезную социальную угрозу.

— Если вспомнить историю, то борьба с туберкулезом у нас в стране заметно активизировалась в 90-х годах, тогда эта болезнь считалась социально опасной, ведь заразиться ей достаточно легко. Возможно, пора отставить в сторону либерализм «хочу — лечусь, не хочу — не лечусь», вновь признавать болезнь социально опасной и как-то по-другому ее лечить? А то ситуация становится чем-то схожей с антиалкогольной кампанией: алкоголиков, которых вчера обозначали термином «социально опасный тип», сегодня называют больными, и теперь мы с этим явлением ничего сделать не можем, — рассуждает депутат Вадим Агеенко.

Не столь категоричен в суждениях заместитель председателя комитета Заксобрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения Николай Мамулат. Депутат уверен: безапелляционно говорить о принудительном лечении нельзя, идя по этому пути, можно «долечиться» до единовременного принудительного оздоровления большой доли населения, ведь любой человек чем-то да болеет. Однако, конечно, к туберкулезу все же нужно относиться с особой осторожностью — болезнь коварна и своей тяжестью, и вероятностью летального исхода, и тем, что переносится она воздушно- капельным путем.

— Возможно, в идее принудительного лечения есть доля целесообразности, но это может привести к обратной реакции: не исключено, что больные начнут попросту прятаться от поголовной «обязаловки». И вообще, на мой взгляд, более гуманно начать борьбу с заболеванием с повышения качества жизни людей. Граждане, с одной стороны, должны чувствовать себя свободно, комфортно жить и не бояться заболеть тем или иным заболеванием. С другой стороны, не бояться обращаться в медучреждения и спокойно лечиться, — говорит Николай Мамулат.

Сначала ресурс, потом вопросы
Дилемма «принудительно или нет» при всей своей серьезности и изначально резонансной составляющей — вопрос далеко не главный. Каким бы ни был путь пациента до учреждения здравоохранения, в конечном счете главное, чтобы человеку спасли жизнь и здоровье. А для борьбы с туберкулезом на самом серьезном уровне нужны мощные, хорошо оснащенные специализированные учреждения. В них должен быть полный комплекс — и химиотерапия, и медикаментозное лечение, и реабилитация, и восстановительные процедуры. Когда удастся создать в области такой мощный ресурсный центр по борьбе с заболеванием, можно будет задаваться вопросами следующего порядка. В том числе, возможно, и о принудительном лечении, считает исполняющий обязанности министра здравоохранения Новосибирской области Леонид Шаплыгин.

Пока же, к сожалению, порой остро стоит даже вопрос о самом простом звене — о районных противотуберкулезных отделениях. Они в большинстве своем примитивны, изношены, не самым лучшим образом оснащены.

О масштабах и функциях маломощных 10 — 20-коечных противотуберкулезных отделений в небольших населенных пунктах области стоит серьезно задуматься, считает Леонид Шаплыгин. Такие учреждения не несут особой нагрузки, ведь в них без лабораторной, рентгеновской базы, пациенты не могут полноценно лечиться и получать помощь на высоком, современном профессиональном уровне. Однако и бездумно закрывать такие отделения нельзя. Зачастую больные не имеют денег даже для того, чтобы доехать до Новосибирска и попасть в туберкулезную больницу.

Да что говорить о районах, если в областном центре тубдиспансер № 6 ютится в ветхом двухэтажном бараке на улице Серафимовича. Сегодня планируется приобретение здания для этого учреждения.

Но что еще более значимо, в ближайшие годы запланировано строительство большого областного многопрофильного противотуберкулезного центра на тысячу коек. Площадку для него уже ищут.

— Правильно будет объединить специалистов фтизиатрической службы в плане лекарственного обеспечения, реабилитационного, восстановительного лечения в едином мощном учреждении, которое, наверное, должно быть размещено за чертой города, — сказал Леонид Шаплыгин.

Николай Мамулат уверен: областной минздрав правильно идет по пути строительства нового единого масштабного противотуберкулезного центра:

— Отделения в районах, конечно, обеспечивают доступность, и это очень хорошо, но качество медицинского обслуживания там низкое. Лечение столь сложных заболеваний, которые влияют на жизнь человека, нужно проводить в самых современных центрах. Сейчас на 2014 год запланировано проектирование противотуберкулезного центра, думаю, в 2015 году мы начнем его строить.

МНЕНИЕ
Ольга КРАВЧЕНКО, заместитель губернатора Новосибирской области:
— Противотуберкулезные диспансеры однозначно должны быть приближены к месту жительства людей. Поэтому кустовые противотуберкулезные отделения, несомненно, должны быть в районах, равно как и тысячекоечный областной противотуберкулезный центр. Для него нужно выбрать максимально удобную площадку.

ФАКТ
В 2013 году более 11 миллионов рублей будет направлено на приобретение свыше чем 500 тысяч доз иммунобиологических препаратов дополнительно для проведения профилактических мероприятий против туберкулеза. Это позволит привить почти 260 тысяч жителей области.