USD 101.9146 EUR 105.0464
 

Структурная перестройка

Татьяна РЕШКЕ
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

В регионе работает 18 отраслевых ресурсных центров — площадок, на которых могут учиться и школьники, и опытные специалисты

В ближайшие три года экономика Новосибирской области будет прирастать быстрее, чем России в целом. Таков прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, озвученный в правительстве региона. Темпам этого развития должен соответствовать кадровый потенциал области. Каков этот потенциал сегодня?

Отраслевой принцип
— В регионе проходит структурная перестройка системы профессионального образования, в частности создаются центры прикладных квалификаций, ресурсные центры. Сегодня в Новосибирской области насчитывается 18 отраслевых ресурсных центров, — рассказали нам в министерстве труда, занятости и трудовых ресурсов региона. — В ближайшее время могут появиться еще несколько в сфере подготовки рабочих и специалистов для предприятий энергетики, радиотехнических производств и малоэтажного строительства.

Ресурсные центры — это образовательные площадки, на базе которых реализуется весь спектр профессиональных программ: от курсовой подготовки до программ среднего профессионального образования.

Создаются они по отраслевому принципу. К примеру, если это центр легкой промышленности, то основное направление его деятельности — швейное производство с соответствующим набором профессий и специализаций. Если центр авиастроения, то это работы с металлом, сборка летательных аппаратов и весь спектр специальностей по этому перечню. Так в одном месте удается максимально сконцентрировать и материально-технические ресурсы, и педагогические кадры.

Для школьников и взрослых
— Принципиальное отличие ресурсных центров от других образовательных учреждений заключается в том, что они работают со всеми категориями населения. В них принимают и выпускников школ, и взрослое население, желающее повысить квалификацию или пройти курс переподготовки, а также всех желающих получить новую профессию, — рассказал Андрей Головнин, начальник управления развития трудовых ресурсов и профессионального образования Новосибирской области.

Таким образом, работа ресурсных центров направлена не только на подготовку выпускников школ, но и на различные категории взрослого населения — тех людей, которые бы хотели изменить профессию, повысить квалификацию, освоить новый модуль профессиональной деятельности. Ресурсный центр — площадка, обеспечивающая возможность человеку учиться на протяжении всей жизни.

Второе отличие, уточняет Андрей Головнин, исключение дублирования профессиональных программ в разных учреждениях. К примеру, в ресурсном центре в области жилищно-коммунального хозяйства профессиональные программы по профессиям и специальностям, которые там преподают, не повторяются больше ни в одном из учреждений. Центр полностью профилирован под это направление: там есть необходимое для занятий оборудование, аудиторный и лабораторный фонд, специализированные кабинеты и учебные мастерские.

Начальнику на заметку
Основная задача центров, подытожили в министерстве труда, занятости и трудовых ресурсов, — это повышение качества подготовки работников и специалистов. Согласно Указу Президента «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», к 2020 году число высококвалифицированных специалистов должно составлять не менее трети от всего количества квалифицированных работников.

Это означает, что заинтересованные в качестве рабочей силы руководители производств и предприятий должны обеспечить повышение квалификации своих работников. Область к этому готова. Оборудование в ресурсных центрах сегодня как минимум соответствует уровню современного производства, и на него будет не лишним взглянуть даже опытным профессионалам. Взятый темп развития экономики не должен сбиваться с ритма.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь ШМИДТ, министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области:
— Сейчас перед нами стоит задача не увеличивать количество ресурсных центров, а наращивать эффективность их работы, повышать качество профессиональных компетенций, получаемых в них слушателями и студентами. Если ранее министерство активно занималось формированием структуры ресурсных центров, то теперь мы усилили внимание на содержание программ, их проработанность под конкретных работодателей, создание механизма независимой оценки качества профессиональной подготовки выпускников на основе требований рынка труда профессиональных стандартов.

Правильный старт
Алексей ЛОГВИНСКИЙ, исполнительный директор фонда «Технопарк Академгородка»:
— Система поддержки компаний, созданная в Академпарке, включает в себя не только обычные для бизнес-инкубаторов сервисы,
но и позволяет резидентам создать прототип, отработать технологию, получить первый заказ.

Приборостроительный и биотехнологический бизнес-инкубаторы предоставляют оборудование коллективного пользования, индивидуальные рабочие места, а IT-инкубатор — доступ в Интернет и пространство для общения. Скоро в Академпарке откроется коворкинг, который даст возможность предоставлять рабочие места для начинающих — тех, кто хотел бы участвовать в мероприятиях Академпарка, но пока еще
не готов зарегистрировать свою компанию.

Базовый набор услуг, необходимых резиденту, включает в себя общение с экспертами, которые с самого начала могут дать развитию проекта правильное направление, обеспечить правильный старт. Очень востребована такая услуга, как изготовление прототипа, позволяющая создать первый образец, получить заказ, решить вопрос с финансированием проекта. Чтоб обеспечить его продвижение, мы организуем поездки на различные выставки, конкурсы, проводим встречи с инвесторами. Однако наиболее важны мероприятия, которые организуют сами ребята и которые мы всячески поддерживаем, — молодежные конкурсы, проектные сессии и так далее. Именно эти мероприятия формируют среду, где пересекаются интересы команд и рождаются новые идеи, новые бизнесы.

Так, мы запускаем проект «Твой шанс», организованный бывшими выпускниками вузов, которые столкнулись с выбором: остаться работать в профильном институте или пойти трудиться не по специальности? Академпарк дает альтернативу: возможность начать свой бизнес, используя специальность, либо устроиться на работу в высокотехнологичную компанию по специальности. Задача проекта «Твой шанс» — рассказать студентам об этом и помочь им определиться. Ребята смогут проконсультироваться у экспертов, получить ответы на вопросы, а также представить свои идеи.

В 2013 году Технопарк новосибирского Академгородка стал полноправным членом Европейской сети бизнес-инновационных центров. Надеемся, это расширит возможности нашего участия в общеевропейских проектах.

Инновационная школа
Дмитрий ВЕРХОВОД, генеральный директор акционерного общества «Технопарк Новосибирского Академгородка»:
— Начиная с 2010 года инновационные школы являются основными вратами, через которые Академпарк получает основной объем участников инновационного процесса, будущих резидентов бизнес-инкубаторов.

Сейчас мы испытываем их серьезный дефицит, поэтому прекрасно понимаем, что без расширения работы этот процесс не исправить и что перед нами стоит большая задача — создание городской площадки Технопарка, которая позволит наладить более плотное взаимодействие с вузами Новосибирска.

Напомню, что вопросами работы с вузовской молодежью, летними и зимними инновационными школами, бизнес-инкубаторами занимается фонд «Технопарк Академгородка».

Технологическая инфраструктура, созданная на базе Академпарка, позволяет любому начинающему предпринимателю, исследователю, инноватору без каких-либо капитальных затрат реализовать свой проект, начиная от разработки чертежа до изготовления прототипа и выпуска пробной партии продукта, отработки услуги.

Каждая компания, заходящая в бизнес-инкубатор, получает все необходимое: специализированные рабочие места, технологическое сопровождение, экспертную поддержку проекта.

Главное, чем мы располагаем, — ресурс экспертов и менторов. Основное преимущество Технопарка, расположенного в Академгородке, состоит в том, что мы опираемся на развитый инновационный бизнес и имеем порядка ста экспертов, руководителей компаний-резидентов. Все они готовы работать с начинающими исследователями и предпринимателями, проводить экспертизы и выдавать рекомендации по развитию проектов.

Нужно найти формы, которые позволят максимально эффективно использовать этот ресурс для развития инновационного бизнеса Новосибирска.

Задачи молодых команд
Елена ГУРОВА, директор межвузовского центра содействия научной и инновационной деятельности студентов и молодых ученых Новосибирской области:
— Основная цель нашей организации — объединить образовательные учреждения и исполнительные органы государственной власти для поддержки и продвижения научной молодежи региона.Информационная система центра расположена на сайте правительства Новосибирской области. Мы разработали информационную систему по всем формам поддержки научно-инновационной сферы, и большая часть ее уже представлена в электронном виде на сайте центра.

Среди мероприятий, организованных межвузовским центром, — первый региональный конкурс «Научный потенциал студентов и молодых ученых». В нем приняли участие 59 ребят из 10 высших учебных заведений. 28 человек победили на региональном этапе, 13 стали участниками российского финала, четверо из них признаны победителями.

Есть некоторые успехи и в области межвузовского бизнес-инкубирования.

К примеру, специалисты Новосибирского государственного технического университета, завода радиодеталей «Оксид» с привлечением аспирантов и молодых ученых разработали систему пуска дизельных двигателей тепловоза, которая будет представлена в рамках международного форума «Технопром-2013» на венчурной ярмарке. Идет формирование межвузовских проектных команд для решения конкретных задач производственных предприятий Новосибирской области.

Интеграция вузов и бизнеса
Николай ПУСТОВОЙ, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, вице-президент Российского союза ректоров:
— Подготовка востребованных специалистов должна вестись начиная со школьной и студенческой скамьи. Причем мы уже сегодня видим, что на выбор профессий, на качество подготовки выпускников заметное влияние оказывает работа специализированных классов. По данным мониторинга, все больше молодых людей выбирают такие направления, как биология и химия, а значит, популярность биотехнологических специальностей растет.

Есть два момента, на которые хотелось бы обратить внимание. Во-первых, мне пока не доводилось видеть анализа деятельности спец- классов, хотя обобщение этого опыта может принести большую пользу. Во-вторых, если учебу в таких классах финансирует государство, думаю, есть смысл заключать с учащимися договоры: пусть каждый из ребят определится, какие экзамены будет сдавать, какое направление изберет для профессиональной деятельности. Следовало бы также увеличить количество олимпиад и ориентировать их участников на специальности, необходимые региону, — инженерные, сельскохозяйственные и другие.

Внедрение новых форм сотрудничества между вузами и работодателями, целевое кадровое обеспечение программы инновационного развития региона, создание индивидуальных образовательных программ в рамках переподготовки и повышения квалификации специалистов, объединение профессиональных и материальных ресурсов образовательных учреждений и коммерческих организаций — для обеспечения Новосибирской области ценными кадрами все это исключительно важно.

ФАКТ
Все объемы профессиональной подготовки в 2013 году будут максимально сконцентрированы в ресурсных центрах

ЦИФРА
В ресурсных центрах области ведется подготовка по 106 специальностям (профессиям). В 2013 году открыто 18 новых специальностей

Фотографии статьи
Фото Аркадия УВАРОВА