USD 99.2295 EUR 103.2997
 

Парад нелепостей

Владимир АХУНОВ
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Корреспондент «Советской Сибири», недавно переселившийся в наш город из Средней Азии, побывал на «Русском марше»

Мне как свежеиспеченному переселенцу из ближнего зарубежья было особенно интересно взглянуть на так называемый Русский марш. За границей, вдали от родины мы представляли его себе как нечто грандиозное. Поэтому 4 ноября я рассчитывал наблюдать что-то похожее на первомайские демонстрации 80-х годов прошлого века. Действительность сильно разошлась с ожиданиями.

На площадке, откуда должно было начаться шествие, не так уж много людей. «Наверное, рано пришел», — подумал я, посматривая на часы, которые показывали без десяти два. Плакаты и транспаранты еще не развернули, и лишь некоторые держали флаги в руках. Представители полиции спокойно стояли в стороне. Задав некоторым собравшимся вопрос: «Зачем вы сегодня здесь?», получил однотипные ответы типа «показать, что мы русские», «выступить против дискриминации». В чем проявляется последняя, мне так и не объяснили.

В надежде встретить идейную молодежь подхожу к группе людей под знаменами ЛДПР. Молодой парнишка открыл мне «истину»: оказывается, вся территория России исконно принадлежала русскому народу. «Откуда вы знаете об этом?» — «Из уроков истории», — гордо заявил школьник. «Видимо, действительно назрела необходимость создавать единый учебник истории» — пронеслось в моей голове. Парень явно не знает, как и где возникло русское государство и за счет каких земель оно расширялось.

Затем в дело вступили организаторы — несколько прилично одетых ребят и полицейский криками в рупор смогли-таки правильно построить собравшихся и выдвинуть вперед «нужные» транспаранты. Организатор Александр несколько раз притормаживал колонну, дожидаясь демонстрантов из последних рядов. Одна из остановок — возле стройки, где работают мигранты-азиаты. Марширующие громко и складно стали скандировать известные лозунги: «Россия — русская земля», «Пока мы едины, мы непобедимы» и другие. Строители высотки смотрели на них, переговариваясь между собой.

— В Москве, где я тоже работал, нас пытались камнями закидать во время такого парада, а здесь в Сибири народ спокойный, — рассказал мне позднее один из них.

Проезжавшие автомобилисты сигналили марширующим, некоторые выкрикивали из окон лозунги. В самой колонне отсутствовало главное — единая и понятная идея. Шедшие по бокам крепкие ребята с повязками «охрана» выкрикивали лозунги, пытаясь разжечь мерзнувшую на холодном ветру толпу. Молча, с суровым видом двигались казаки. Пенсионеры добавили нелогичности: они маршировали, развернув плакат «Требуем остановить рост тарифов ЖКХ».

— Есть ли связь между ростом тарифов ЖКХ и «Русским маршем»? — спросил я у одной из пенсионерок.

Пробурчав что-то бессвязное, она демонстративно отвернулась. Одна из активисток элегантного возраста все же попыталась объяснить, что «они (националисты) выступают за улучшения в социальной сфере, и мы тоже».

Примерно через час после начала марша колонна добралась до площадки возле ГПНТБ, где начался митинг. Тезисы ораторов новизной не баловали. Выступали против «засилия мигрантов», строительства мечети (собрали дополнительные подписи несогласных), сочинской Олимпиады (предлагая раздать каждому россиянину по четыре миллиона рублей), реформы РАН, пьянства, закрытия барахолки и так далее. Становилось все скучнее и скучнее. И тут я услышал слова одной из старушек, семенившей к подземному переходу: «Только лозунги кричать и умеют, работали бы лучше!» — и внутренне с ней согласился.