USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Территория основного закона

Подготовила Марианна ДАНИЛОВА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Сегодня при поддержке государства формируется гражданское общество, основа которого была заложена с принятием Конституции

Жить по закону — равно жить по совести? Вопрос отнюдь не риторический. И поиск своего единственно верного ответа актуален для каждого современного россиянина. При этом для всех граждан нашей страны непреложным остается одно: существуя в едином правовом поле, все мы вместе и каждый в отдельности обязаны закон исполнять. Эта истина обретает особый смысл в канун 20-летия принятия высшего нормативно-правового акта Российской Федерации — Конституции. Эта дата будет отмечаться в декабре текущего года.

О становлении и развитии современной законодательной системы нашей страны сегодня мы беседуем с председателем комитета Законодательного собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Юрием ШПАКОВЫМ.

Родом из детства
— Юрий Николаевич, в последнее время законодательная база всей страны и нашего региона постоянно изменяется и дополняется, а многие действующие законы характеризуются как несовершенные. С чем связано такое непрерывное преобразование законов?

— Если рассматривать законодательный процесс с самого начала пути, от идеи до принятия закона, то становится понятно, что очень большое количество инициатив отсеивается по разным причинам. Порой предложения из регионов попросту не успевают рассматривать — их очень много. А когда обсуждение все же проходит, по целому ряду инициатив уже изменившееся федеральное законодательство не позволяет принять положительные решения.

Кстати, с предложениями Законодательного собрания Новосибирской области дело обстоит неплохо. Буквально на прошлой неделе в первом чтении была принята инициатива нашего комитета о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях: мы увидели и предложили устранить определенную неурегулированность.

Также среди причин возврата законопроектов — дефицит средств, нецелесообразность, юридическая непроработанность. Есть и такие нормы, которые граждане должны исполнять и без законодательного оформления, просто сообразуясь со здравым смыслом.

Однако в повседневной жизни мы часто сталкиваемся с ситуациями, в которых, кажется, здравый смысл отсутствует и которые приходится регулировать законодательно. Взять хотя бы такой обыденный, но очень показательный пример, как ситуация с «переобуванием» автомобилей в зимнюю резину. Казалось бы, что может быть проще для понимания, ведь машина — это источник повышенной опасности. По логике, водитель должен позаботиться и о себе, и об окружающих. Но многие запаздывают с такими элементарными действиями или вовсе их игнорируют.

Возможно, подобные вещи нужно решать, борясь с причинами проявляющегося таким образом отношения к общественному устройству, а «не бить по хвостам», принимая новые законы. Ведь это отношение формируется с детского возраста — семьей, школой, окружением.

Две стороны одной дороги
— Получается, законодательная база — это попытка упорядочить еще не урегулированные сферы, и то, что она постоянно совершенствуется, нормально. Но с другой стороны, во многом хромает система исполнения законов…

— Да, законы по разным причинам часто не исполняются как отдельными гражданами, юридическими, должностными лицами, так и органами власти.
Конечно, необходимо повышать уровень правовой культуры, чтобы отношение к закону, особенно у молодежи, стало уважительным. Но это дорога с двусторонним движением. Законопослушный гражданин вправе рассчитывать на адекватную реакцию со стороны власти. И неважно, о ком идет речь — о сотруднике ППС, который не считает нужным остановиться, когда в общественном месте возникает явный конфликт, или об органе власти, по тем или иным причинам неспособном переселить семью с детьми из непригодного для жилья дома. Если человек действует в законодательно разрешенном русле, а обратной реакции не получает, он будет решать свои проблемы какими-то другими способами.

Яркий тому пример — проблема с мигрантами. Коренное население вправе рассчитывать на исполнение тех требований, которые предъявляются на его территории мигрантам. Ведь когда приток приезжих начинает набирать обороты, возникают очаги национальной субкультуры, которая нередко вступает в противоречие с местным образом жизни. Русские всегда были терпимы к проявлению различных национальных особенностей, но в рамках сложившихся представлений о допустимом. Однако если создаются анклавы, а внутри них развиваются экстремистские течения, захватывающие целые отрасли, вытесняя из разных сфер часто незаконными методами титульное население, это становится источником общественной опасности.

Вектор баланса
— Как можно охарактеризовать становление законодательного процесса страны и региона на современном этапе?

— Этот процесс достаточно сложен, однозначную оценку ему не дашь. Например, любой государственный орган — это часть общества, политической системы со всеми ее достоинствами и недостатками. Формирование законодательного поля напрямую связано с принципом формирования нижней палаты. Сегодня Госдума полностью состоит из представителей политических партий, но уже обсуждается возможность частичного возврата к прежней модели — с депутатами, избранными по одномандатным округам.

У партий, давно присутствующих на политическом ландшафте, относительно понятны приоритеты по разным направлениям, а «одномандатники» всегда будут в большей степени озабочены решением местных проблем. В соответствии с этим они и станут предлагать инициативы.

В формировании законодательства основную роль играют исполнительные органы власти. Их видение того, что должно быть первично, а что может подождать, формируется исходя из сложившейся экономической ситуации и многих других факторов. А депутаты всегда будут отстаивать местные приоритеты, не заботясь о том, где взять ресурсы.

Поэтому принципиально важно учитывать позиции друг друга и находить компромиссы. При этом следует рассматривать наше законодательство как сплошное пространство, в котором соблюдаются принципы баланса, равновесия, своевременности, учета интереса Федерации и субъектов, и прежде всего принципы бюджетного федерализма, контроля за исполнением законов.

Наша политическая система развивается непросто, но изменения есть, сейчас исполнительной власти уже приходится считаться с мнением политических партий, с принципиальными требованиями наиболее активных в гражданском отношении субъектов и идти им навстречу, удовлетворять общественные ожидания. К примеру, на самом высоком уровне не просто декларируют, но и требуют реального осуществления принципа политической конкуренции, на выборах стали побеждать те кандидаты, которых никак не отнесешь к ставленникам власти. Президент встречается и дискутирует с наиболее яркими представителями оппозиции. Таким образом сегодня при поддержке государства постепенно проходит процесс формирования гражданского общества, основа которого была заложена 20 лет назад с принятием Конституции. Это стало первым шагом на большом пути формирования и реализации прав и свобод граждан нашей страны.