Парковки: всё, приехали!
До сих пор внятной комплексной программы решения проблемы парковочных мест и организации движения в целом в Новосибирске не существует
Несчастные парковочные карманы на Красном проспекте, которые сначала с помпой строили, а затем с еще большей убирали, весь последний месяц находятся в центре внимания общественности. Как всегда, единодушием и не пахнет: одни категорически за, другие столь же рьяно против. Понятно, что ситуацию с парковками в центре города 200 машино-мест не изменят. Тут впору речь вести о тысячах, десятках тысяч мест… Многочисленные эксперты на площадке интернет-портала «Сиб.фм» честно пытались изложить свои взгляды на ситуацию. Итог дискуссии, честно говоря, оптимизма не вызвал.
Огнем и мечом
Когда в начале круглого стола почти все приглашенные эксперты единодушно заявляют, что обозначенная для дискуссии проблема нерешаема, — это праздник для журналиста. Скучно ведь, когда известно, как и что делать. А так можно послушать про опыт других городов и стран, узнать, что еще три года назад институтом «Новосибирскгражданпроект» для мэрии была разработана прекрасная работа «Концепция парковочного пространства в центре Новосибирска», что московские власти, осознав ошибки, убирают линии, выделенные для общественного транспорта в центре города, а Новосибирск, наоборот, их внедряет, притом не на всем протяжении основных маршрутов общественного транспорта, а отдельными кусочками. Информация льется бурными потоками, кругозор расширяется до невозможности. А выйдешь на улицу — все то же самое.
Когда обмен мнениями и предложениями, по отдельности весьма здравыми и где-то в других городах работающими, упорно не желает складываться в единый пазл транспортного благополучия, появляется полное единодушие: штрафовать, запрещать, заставлять платить — выжигать нарушения «огнем и мечом». Но тут, как говорит один из экспертов, «нужна железная воля властей — мэрии и ГИБДД». Представители инспекции уверяют, что воли у них хоть отбавляй, да вот людей элементарно не хватает: каждый день в центр выезжают пять — семь инспекторов и до десятка эвакуаторов. Таким образом, центр становится чище на 70 — 90 автомобилей, что по сути капля в море.
Введение платных парковок в центральной части Новосибирска — мера неоднократно обсуждавшаяся, но так и не принятая. «Народ не поймет», — говорят противники, совершенно не учитывая, что и нынешнее состояние дел народ тоже не особо радует.
Для кого город?
«Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить сто четырнадцать вкусных питательных блюд. И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты. Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли».
Почти 90 лет этим нетленным строчкам Ильфа и Петрова, но уже тогда был очевиден намечавшийся антагонизм между пешеходами и автомобилистами. Лучше, как вы понимаете, со временем не стало. Города, которые проектировались и строились из норматива 60 — 80 автомобилей на 1 000 жителей, вынуждены справляться с потоком в разы большим. Автомобилисты «воюют» не только с пешеходами, но и друг с другом за место на дороге и парковке. Для большинства обладателей четырех колес вопрос «Для кого же город?» даже не стоит — естественно, для них. Нет парковочных мест вблизи офиса? Не проблема — поставим авто на газон, тротуар, в близлежащий двор. Припарковать на официальную стоянку и пройти 150 — 200 метров до работы пешком? Да вы с ума сошли! Перехватывающая парковка и в метро? Ха-ха-ха!
Это не сарказм и не злая ирония: даже в центре полным полно мест, чаще всего абсолютно бесплатных, где можно оставить автомобиль, но делают это единицы. Со дня на день на площади Маркса откроется первая в городе перехватывающая парковка на 500 мест, но начальник главного управления архитектуры и градостроительства мэрии Новосибирска Игорь Лукьяненко открыто сомневается в ее наполняемости.
У населения нет культуры использования общественного пространства, сокрушаются эксперты, выбирая очень мягкие формулировки тому беспределу, что творится на улицах города. Может, все-таки штрафовать? Опять же далеко не очевидный выход: с 1 сентября в разы подняли штрафы за вождение авто в нетрезвом виде, и по итогам первых недель ГИБДД докладывает о существенном увеличении количества пьяных. Видимо, в знак протеста…
— Россияне демонстрируют удивительную неотзывчивость на экономические меры, — говорит московский эксперт, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Егор Мулеев. — Растут штрафы, цены на бензин и транспортный налог, а реакции никакой: ездят все больше и больше.
Бывает ли доступно, комфортно и недорого?
Кстати, по словам Мулеева, те меры, которые применены в Москве, также не очевидны. Платные стоянки в центре приносят в бюджет около пяти миллионов рублей в месяц, а в Новосибирске эта цифра будет еще ниже. Перехватывающие парковки в столице действуют, но там и расстояния до центра больше, и сеть метро несравнимая с Новосибирском. Единственное, что посоветовал столичный специалист, заняться транспортной политикой города в комплексе: провести для начала элементарный мониторинг транспортных потоков — кто куда когда и зачем едет.
Мэрия, следует отдать ей должное, озабоченность транспортной ситуацией в городе проявляет постоянно. Летом возникла идея создания на каждом направлении так называемых узловых пересадочных пунктов и вроде даже начала реализовываться. В частности, на станции Сеятель строится нечто вроде перехватывающей парковки.
— Я живу там, рядом парковка максимум на 150 машин, — говорит системный аналитик Евгений Ксенчук.
— Всегда можно надстроить второй-третий уровень, если будет потребность, — отвечает ему главный архитектор Новосибирска Владимир Фефелов, — надо же с чего-то начинать!
При этом как-то сложно представить владельца личного авто, который, оставив машину, поедет в переполненной электричке или будет стоять в той же пробке на Большевистской, но только в общественном транспорте.
— Никто в мире не придумал иного решения проблемы с пробками, — говорит Егор Мулеев, — кроме как сделать владение личным транспортом существенно дороже общественного, комфортного и двигающегося по расписанию.
Получается опять нестыковка: нужны выделенные полосы через весь город, линии скоростного трамвая и более «широкое» метро. Учитывая, сколько инвестиций это потребует, вряд ли общественный транспорт станет существенно дешевле личного авто. А разумные экономические меры, как уже отмечал московский эксперт, на нас не действуют. Всё, приехали! Проблема есть — решения нет? Осталось лишь найти утешение в тех мерах, которые опробованы и работают в других городах.
А КАК У НИХ?
Петербург
Перехватывающие парковки располагаются на пути следования людей из жилого района в деловой центр, рядом с метро, трамвайными и автобусными линиями. Место предоставляется только при условии, что водитель продолжит путь на общественном транспорте. В Петербурге, передавая автомобиль на хранение, водитель получает специальный билет «Парковка» на две поездки в метрополитене, который действителен сутки. Забирая авто, он сдает использованный билет и платит стоимость двух поездок на метро. Если билет не использован или потерялся, то придется заплатить за парковку по пятикратному тарифу.
Лондон
Стоимость часа парковки в центре не меньше Ј4 (около 200 руб.). Время парковки: не более двух часов. Въезд в центр стоит Ј10 (500 руб.) — взимается по рабочим дням с 7:00 до 18:00. Пошлина была введена городскими властями в 2003 году, исключение делается лишь для владельцев гибридных и электрических автомобилей. Кроме этого, обочины почти всех улиц в черте города расчерчены желтыми и красными линиями, которые обозначают зоны платной парковки. Здесь же установлены и специальные автоматы, которые принимают оплату, а также предоставляют информацию о разрешенном времени пользования парковкой, ее стоимости и максимальной продолжительности.
Париж
Под центральной частью Парижа созданы 72 тысячи подземных машино-мест. Авто, неправильно припаркованные на поверхности, жестко штрафуются.
Берлин
В Германии максимальные штрафы за неправильную парковку выписывают тем, кто блокирует пожарный проезд или занимает парковочное место для инвалидов. Если речь идет о срочном вызове и спасении жизни, пожарные могут без юридических и финансовых последствий для себя повредить неправильно запаркованное транспортное средство. При этом его владелец в связи с оказанием препятствий при спасательных работах не имеет никаких шансов не только на компенсацию от пожарной службы или властей, но и на возмещение ремонта по собственной страховке.
Лейпциг
В этом немецком городе человек может бесплатно передвигаться в общественном транспорте по предъявлении водительских прав. Таким образом, подразумевается, что машину он оставил дома.