USD 99.2295 EUR 103.2997
 

Когда абонент в беде

Оксана КРЮЧКОВА
Фото с сайта www.plus.google.com
Фото с сайта www.plus.google.com

Кто звонит на телефон доверия и на какую помощь можно рассчитывать?

Не все проблемы можно обсуждать с близкими. Еще тяжелее, когда душевную боль тебе причинил именно он, самый родной человек. В таких случаях может выручить анонимная горячая линия, телефон доверия.

Телефоны доверия бывают разные. Специализированные — для детей и подростков, для страдающих зависимостью, для людей с нетрадиционной ориентацией, для женщин, переживающих насилие в семье, и т. д. Кризисные, где консультанты работают с людьми, находящимися в состоянии острого переживания горя, травмы. И наконец, просто горячие линии. Здесь дадут шанс выговориться, сформулировать проблему. Возможно, снабдят полезными контактами. За работой одного из таких мы и понаблюдали. В роли консультанта — психолог Ольга Воронина.

Требуется юрист
Звонит женщина:

— Я оказалась в очень непростой ситуации. Мой сын дружит с мальчиком, который часто бывает у нас в гостях. И ему здесь нравится. Но дело в том, что семья, в которой он живет, не очень благополучная. Ему там плохо. Его не любят, иногда, может быть, и бьют.

— И в чем дело? — спрашивает консультант.

— Дело в том, что сейчас он у нас дома, я не хочу его отпускать. Знаю, что в его семье очередная пьянка, он там никому не нужен. Его пьяный отец, зная, что мальчик часто бывает у нас, только что приходил, стучал в дверь и кричал, что если мальчик сейчас не вернется с ним домой, то он подаст на меня в суд, Я понимаю, что, отдав его, обрекаю мальчика на неприятности, но если я оставляю его у себя…

В этой беседе проходит тонкая грань между социальной и юридической стороной проблемы. По сути, оставляя у себя ребенка, женщина права, но юридически ее позиция действительно хромает. И в этом случае психолог обязательно организует контакт этой женщины с юристами.

Казуистика отношений
Звонит дедушка.

— Девушка, — обращается он к консультанту, — как вы относитесь к творчеству группы «Рога и копыта»?

— Я ничего не знаю об этой группе, — как бы извиняется консультант.

— Моя внучка просто с ума сходит от этой группы. Эта группа очень уважаема ее друзьями и подругами. А мне тексты этой группы кажутся совсем уж примитивными и даже опасными. И внучка просит у меня купить билет.

— Купите, если это возможно. И сами сходите, посмотрите. У вас будет о чем поговорить с внучкой и как-то попробовать воздействовать на нее.
Но оказывается, проблема еще глубже.

— Дело в том, что моя дочь живет с сожителем. И этот сожитель, когда узнал, что внучка собирается на концерт, всячески ее обругал, обозвал наркоманкой. А когда дочь вступилась за нее, он вообще ушел из дома и сказал, чтобы больше не ждала. Тогда дочка звонит мне и плачет: «Зачем ты, папа, купил Насте этот билет?!» Получается, я во всем виноват, дочке семью разрушил. А им на мою внучку наплевать. Живут ради друг друга, а дочка за этого сожителя готова от своей дочери чуть ли не отречься.

Здесь работа психолога идет по направлению социально незащищенного подростка. В этой ситуации дедушке, чувствующему, что внучку в семье дочери обижают, ответственному за ее судьбу, «не все равно». При этом следует понимать, что проблему семьи все-таки надо решать со всем семейством. Но такое далеко не всегда возможно.

Научите любить
Звонит девушка лет семнадцати.

— У меня проблема. Она заключается в том, что у меня никак не складываются отношения с молодыми людьми. Если они мне не нужны, то тогда все легко, все получается. Но если я от парня что-то хочу, то все и всегда заканчивается одинаково. Либо я молчу до тех пор, пока он не найдет себе какую-нибудь подружку, либо меня просто бросают. И ничего не могу с собой поделать.

Проблема кроется не столько в низкой самооценке девушки, сколько в «перемотивации» ее на достижение успеха. Психолог попытается побеседовать с девушкой о возможных внутренних причинах ее неудач, связанных не с ее внешностью или с поведением, а с желанием во чтобы то ни стало добиться быстрого успеха у молодых людей.

Помочь по-христиански
Местом рождения телефонного консультирования стал Лондон, а зачинателем и впоследствии руководителем одного из международных движений телефонной помощи — англиканский священник Чад Вара.

В 1953 году узнав, что в Лондоне происходит по три самоубийства в день, Чад Вара напечатал такое объявление в одной из местных газет: «Перед тем как покончить с собой, позвони мне», и указал номер телефона церкви. Стали звонить множество людей, нуждавшихся просто в дружеской помощи и поддержке. Чад Вара поделился со своей паствой идеей создания телефонной службы доверия, у него появилось много помощников. Так возникла телефонная служба доверия «Самаритяне». Это служение оказалось настолько востребованным в современном обществе, где человек чрезвычайно одинок, что во многих европейских городах также стали появляться подобные службы (не только христианские, но и светские), а позже возникло объединение «Международная федерация служб неотложной телефонной помощи».

В большинстве случаев на телефоне доверия работают психологи. Реже — юрист, психиатр, социальный работник. Это подготовленные консультанты: профессионалы или волонтеры, прошедшие курсы и стажировку. На специализированных телефонах доверия, как правило, работают люди, не понаслышке знающие о проблемах, с которыми им звонят. У консультантов есть ряд твердых профессиональных принципов: они принимают абонента таким, какой он есть; они не оценивают и не критикуют, но всегда готовы помочь по-другому взглянуть на ситуацию. Они не дают советов и рецептов, но поддерживают абонента в его попытках поиска выхода из критической ситуации.

В новосибирской службе отмечают, что чаще всего люди обращаются по поводу отношений в семье. Вторая по числу звонков тема — вопросы психического и физического здоровья. На третьем месте — звонки от детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны родных, старших ребят. Часто обращаются женщины, переживающие домашнее насилие, у которых нет близких, готовых спрятать, укрыть. Консультанты готовы дать адрес специального убежища.

СПРАВКА
В Новосибирской области действует единый общероссийский номер службы доверия 8-800-2000-122. Также во многих районах области работают собственные службы телефона доверия. В областном центре их два: 335-66-39 и 274-35-16.