Полюбим себя — полюбит и Россия
Выбирая «символы» и «чудеса», россияне чаще всего отдают предпочтение произведениям древних зодчих и матушки-природы
С 25 марта по 29 сентября 2013 года телеканал «Россия 1» и Русское географическое общество проводят мультимедийный проект-конкурс «Россия 10». Его цель — поддержание интереса к внутреннему и международному туризму. Немаловажно и позиционирование имиджа России как уникальной страны с богатейшим культурным и природным наследием.
Наш регион в этом соревновании, которое мне кажется несколько сомнительным, представляет Новосибирский зоопарк. Оговорюсь сразу, а позже поясню, что ни к зоопарку, ни к его замечательному директору Ростиславу Шило никаких претензий не имею. Наоборот, очень люблю это место и уважаю огромный труд людей, создавших столь уникальный природный парк. Вопрос в другом: что нам дают все эти конкурсы и стоит ли воспринимать их серьезно?
Сделаешь пандус — станешь чудом
Желание все классифицировать, расставить по местам, строчкам рейтингов и позициям в чартах возникло не сегодня и даже не вчера. Еще в Древнем мире люди старались из огромного количества великих произведений искусства, архитектуры и инженерии выбрать самое-самое. Так, кстати, появился первый в истории человечества рейтинг — список семи чудес света, в который по праву вошли египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Александрийский маяк, Колосс Родосский, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе и мавзолей в Галикарнасе.
Прошли века, которые разрушили практически все античные чудеса за исключением монументальных пирамид, и миру потребовались новые. Точнее даже не миру, а крупнейшим мировым туристическим агентствам, которые инициировали всепланетное голосование через Интернет, чтобы превратить выбор человечества в собственный доход. Может, это и цинично, но предельно честно, к тому же тяга людей сфотографироваться на фоне одного из чудес, похоже, будет вечной и не зависящей от национальности. В 2007 году отборнейшую великолепную семерку явили миру. Неожиданностей, мягко говоря, практически не было: Великая Китайская стена, Колизей, Тадж-Махал, статуя Христа в Рио-де-Жанейро — с такими фаворитами не поспоришь. Можно подискутировать по поводу древних городов Петра в Иордании, Чечен-Ица в Мексике и Мачу-Пикчу в Перу, но, как говорится, «так решил народ».
Забавно, что единственный сохранившийся до наших дней объект древнего списка чудес — египетские пирамиды — в заветную «семерку» не вошел, но египтяне как-то спокойно к этому отнеслись: у них вообще в последние годы другие проблемы. Обиделись, как ни странно, россияне — точнее, особо ранимые представители общественности, которых «до глубины души» оскорбило отсутствие в списке России вообще и собора Василия Блаженного в частности. Западные турфирмы, являвшиеся идеологами всей кампании, ответили, что у собора изначально не было шансов хотя бы потому, что «его не могут посетить люди с ограниченными возможностями: по узким проходам и крутым ступенькам в него не въехать на инвалидной коляске». А первые строчки рейтинга справедливо, на их взгляд, заняли объекты, оснащенные всеми благами цивилизации, с улыбчивым персоналом и автоматизированным обслуживанием. Как говорится, ничего личного, Россия, — бизнес!
Симметричный ответ
Наше «фи» туристическим акулам капитализма не заставило себя долго ждать — осенью 2007 года начался национальный конкурс «Семь чудес России», организованный газетой «Известия», телеканалом «Россия» и радиостанцией «Маяк». Выборы семи чудес страны проходили по SMS и через Интернет. На первом этапе было отобрано 49 чудес из 7 федеральных округов России (по 7 от каждого). Затем отобрали 14 финалистов конкурса, куда, кстати, попал и Новосибирский зоопарк. А 12 июня 2008 года, в День России, на Красной площади были объявлены победители: Байкал, Долина гейзеров (Камчатка), Мамаев курган и Родина-мать, Петергоф, собор Василия Блаженного, Столбы выветривания в Коми и Эльбрус.
Выбрали — и хорошо, тем более что, как и в международном конкурсе, по большинству победителей также нет вопросов — места знаковые, известные, посещаемые туристами стабильно. Новой волны внутреннего туризма не произошло, да и цели такой не ставилось. Просто, как мы знаем, «у россиян собственная гордость и самолюбие», и таким нехитрым способом их временно удовлетворили.
То, что затея была реализована, но без последствий, говорит и новый конкурс, организованный спустя пять лет после выбора чудес России. Теперь нашей стране нужны десять визуальных символов, желательно новых. Главное же, по словам организаторов, итоги голосования на этот раз не уйдут «в никуда» — 10 объектов-финалистов обретут свои уменьшенные копии на территории ландшафтного парка «Россия» в районе города Домодедово Московской области на территории почти 1 000 гектаров. Станет ли это место новой туристической Меккой России? Честно говоря, сильно сомневаюсь.
Что касается новизны, то тут люди, голосующие в Интернете и по SMS (автор этих строк отдал уже несколько десятков голосов за Новосибирский зоопарк), честно говоря, не подкачали — пока лидеры такие, что новее не придумаешь.
Больше символов — хороших и разных!
Сейчас на проекте «Россия 10» второй этап, по итогам которого выберут 20 финалистов, а затем из них — 10 победителей.
Но пока результаты голосования, мягко говоря, удивляют: в лидерах с огромным отрывом идут Коломенский кремль, который в «Чудесах России» не попал даже в число 49 претендентов, и мечеть «Сердце Чечни» в Грозном. Трудно объяснить и тягу голосующих и к Богородицкому музею-заповеднику (пока 3-е место) — бывшей царской загородной резиденции в Тульской области. Ну да, красивый архитектурный ансамбль, но новодел: в 1941 году все было разрушено и восстановлено лишь четверть века назад. Как, к примеру, сделать визуальным символом России государственный Хопёрский заповедник в Воронежской области, я тоже не очень понимаю.
Организаторы утверждают, что подтасовки голосов быть не может, да и в финале голосование опять начнется с нуля. Пришлось специально посидеть на сайте проекта в обычный будний день, чтобы поразиться масштабам «народной любви» к памятнику древнерусского оборонительного зодчества. Динамика поразительная: в минуту в среднем 150 — 200 голосов за лидера. Да, старая крепость XVI века, но почему именно Коломенский кремль так запал в душу россиянам, а не, скажем, присутствующие в списке Астраханский, Ростовский, Нижегородский, Тобольский или Псковский кремли?
В свете этого совершенно не удивляет 37-е место Новосибирского зоопарка, который за все время голосования набрал пока около 110 тысяч голосов, притом что ежедневно с одного компьютера можно проголосовать трижды. 1,5 миллиона жителей в Новосибирске — и 110 тысяч голосов. 145 тысяч жителей в Коломне и почти 1,5 миллиона голосов. Странноватая пропорция, не находите?
А может, дело и в нас, новосибирцах, которые не заинтересованы, чтобы уникальный зоопарк с одними из лучших в мире коллекциями представителей семейства кошачьих и куницеобразных, с редчайшим и первым в России межвидовым гибридом — лигром стал одним из символов России? Мы много говорим об уникальности нашего города, о своей любви к нему, а на деле видим обратное. Вполне возможно, что если мы по-настоящему полюбим себя и город, то и в России к нам будут относиться иначе. А может, просто стоит расслабиться, не придавать значения опросам и рейтингам и любить наш зоопарк спокойной, не показной любовью.
А конкурс этот, судя по всему, далеко не последний: сейчас в Интернете можно найти с десяток параллельных кампаний по определению чудес края, региона, города, России. Газета «Труд», к примеру, национальными чудесами России, помимо Московского Кремля, Кижей, комплекса «Родина-мать» на Мамаевом кургане, храма Христа Спасителя и мечети Кул-Шариф в Казани, считает дрейфующие станции Северного полюса, московское метро и матрешку. Рано или поздно кто-то признает лучшим в России и наш зоопарк, хотя для специалистов и нас, живущих здесь, это и так очевидно.
ДОСЛОВНО
Ростислав ШИЛО, директор Новосибирского зоопарка:
— Скажу откровенно, что я совершенно не переживаю за итоговое место, которое займет наш зоопарк в народном голосовании. Но, с другой стороны, обидно, что зоопарк, входящий в число 20 лучших в мире, не будет оценен по достоинству. Оценен именно труд коллектива, людей, вкладывающих душу, жизнь в свою работу.
КСТАТИ
В ряде регионов России конкурсу придают большое значение — есть реклама в местных СМИ, руководители нередко обращаются к людям с призывом поддержать местные достопримечательности. Одним из самых активных пропагандистов такого плана является президент Чечни Рамзан Кадыров.