USD 99.2295 EUR 103.2997
 

Жестокость прочь с телеэкрана!

Наталья НАШТАЛОВА
Фото с сайта mygazeta.com
Фото с сайта mygazeta.com

Социологи, общественники и журналисты объявили войну ток-шоу и задумались, как воссоздать образ нормальной семьи

Cоциологи, психологи и представители органов власти обсудили, могут и должны ли СМИ активно влиять на формирование ценностных ориентиров россиян. Эта дискуссия, завершающая семинар «Семья & СМИ. Параллельные реальности и необходимость взаимодействия», столкнула лбами многих знатоков печатной периодики и телевидения и подняла острые вопросы, которые касаются всех.

Кочевник без семьи и детей
Проблемы в преподнесении темы семьи и детства массовому читателю и зрителю очевидны.

— У нас суициды, у нас подкидывают, оставляют детей, а корни этого стоит поискать, например, в утренних лентах новостей, — открыл дискуссию министр социального развития Новосибирской области Сергей Пыхтин. — Мы стараемся, чтобы информация, которая идет о наших семьях, была предельно объективна. Когда поступает какой-то негативный сигнал, немедленно вмешиваемся и решаем вопросы, но тем не менее количеством положительного материала в СМИ я не удовлетворен. По средствам массовой информации идет слишком много негатива.

Трагедии, убийства, предательства и разводы — такой контент, без сомнения, влияет на развитие подрастающего поколения не лучшим образом, сошлись во мнении общественники. У детей, которые вынуждены жить в подобном информационном поле, постепенно «замыливается глаз», они становятся очень прагматичными и невосприимчивыми к добру.

— Современные дети, воспитанные телевизором и компьютером, ориентированы на материальное. Мало кто из них понимает, что такое милосердие, взаимопомощь и альтруизм, — прокомментировала Людмила Адилова, доктор политических наук, профессор кафедры политической социологии Российского государственного гуманитарного университета. — Если ничего не изменится, мы оправдаем прогнозы социологов, которые утверждают, что сегодня мы как никогда близки к появлению общества новых кочевников — свободных людей, которые путешествуют по миру без багажа, без «проблем». Им не нужны ни дети, ни семьи.

Имеем право не знать
О кризисе говорят вполне конкретные цифры. В Новосибирской области зарегистрировано более 500 журналов, газет и ТВ-каналов и интернет-ресурсов, и только 14 из них — с детской тематикой, поделился последними данными Николай Макаренко, начальник отдела надзора в сфере массовых коммуникаций управления Роскомнадзора по Новосибирской области.

— Как познавательное издание для детей себя позиционирует лишь одно — газета «Рост», — отметил эксперт, — она выходит всего лишь шесть раз в год, и признаюсь, я не помню, когда в последний раз держал ее в руках. Детских познавательных ресурсов в Интернете у нас также не наблюдается.

Свою лепту в формирование более позитивной информационной среды могло бы внести законодательство. Оно реформируется, но не так радикально, как хотелось бы, отметила Ирина Вишневская, председатель регионального отделения общероссийского общественного движения «Всероссийское родительское собрание».

— Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию», принятый в прошлом году, половинчатый, — отметила Елена Сергеевна, — передачи с недопустимым контентом продолжают существовать, они просто кочуют по каналам. И в этой гонке за новостями мы зачастую забываем о том, что от информации надо оберегать не только детей, но и взрослых, всех ранимых, впечатлительных людей. У нас есть право не только знать, но и не знать, к примеру, сколько человек в какой-нибудь стране мира убил очередной маньяк.

Где вы, герои?
Массмедиа представляет собой один из наиболее эффективных и малозатратных ресурсов поддержки и трансляции национальной культуры, ее ценностей и традиций, отметил в ходе дискуссии Владимир Мищенко, вице-президент и исполнительный директор МОФ «Центр национальной славы» и фонда Андрея Первозванного. Но информационное пространство сегодня является местом не созидания, а разрушения цивилизационных основ.

— Очевидна необходимость формирования государственной политики в сообществе СМИ и печатных изданий, — отметил Владимир Мищенко. — Нашей задачей должно стать создание условий для восприятия обществом основ российской культурно-исторической традиции. Обществу необходимы современные герои, которые могут побудить или вдохновить на доброе дело или самоотверженный поступок.

О таких героях, которые живут и работают «на земле», по старой доброй традиции пишут районные и областные печатные издания, но что они могут противопоставить многочисленным ток-шоу и желтым передачам, которые порою и смотреть стыдно?

Прочитал и не полез в петлю
Журналисты-телевизионщики и те, что работают на Интернет, обиженные валом упреков, взяли слово и заявили, что они бы и рады писать про доброе-вечное, но куда деться от проблем, с которыми сегодня сталкивается каждая российская семья.

— Главный приоритет для нас, интернетчиков, в том, чтобы после прочтения наших новостей и статей читателю не захотелось повеситься, — прокомментировала журналистка Елена Шкарубо. — Но мы не можем не обращать внимания на то, что творится, к примеру, в российском здравоохранении, образовании и так далее.

К тому же в разговоре о сохранении семейных ценностей надо помнить и о том, что само государство должно желать сохранения этих ценностей. Пока, судя по контенту основных информационных каналов, такой заинтересованности нет, отметил Яков Самохин, председатель правления Новосибирского союза журналистов. Новости, развлекательные передачи и ток-шоу разрушают все моральные ценности — и все это за государственные деньги.

Изменить ситуацию могла бы не только политическая воля сверху, но и обычный ликбез пишущей и снимающей братии.

Ей необходимо напомнить о культурных ценностях — чтобы понимали сами, для чего надо сохранять семью.

— Пока этого понимания нет. Только специальные издания грамотно преподносят тему семьи и детства, — отметила Елена Евдокимова, заведующая кафедрой журналистики НГПУ. — Остальные глубине анализа предпочитают сенсационность информационного повода.

— Репортеры раздувают сенсации и забывают о важных вещах. Имеет место подмена понятий, — прокомментировал юрист Алексей Крестьянов. — С точки зрения буквы закона гражданский брак — это не брак, а банальное сожительство. В ходе этой «проверки чувств» появляются дети, которые потом очень часто оказываются никому не нужны. Эти дети вырастают и переносят впитанную неправильную модель семейных отношений на свои семьи.

Что можно сделать? «Подправить» телевидение, Интернет и газеты, подучить журналистов, указать государству на его просчеты и ошибки? Очень многие проблемы были бы решены, если бы более совершенной и более доступной для ребят сегодня была культурно-досуговая сфера, фактически разваленная после распада СССР. Именно там, решили журналисты, политики и социологи, дети чаще всего задают себе вопрос: «На кого я хочу быть похожим?»

КОММЕНТАРИЙ
Людмила АДИЛОВА, доктор политических наук, профессор кафедры политической социологии Российского государственного гуманитарного университета:
— Судя по содержанию газет, информационных лент и эфиров ТВ, мы все сегодня живем в реальности спектакля, мы подсажены на иглу кошмара и развлечений, поэтому вопрос сохранения моральных ценностей и воссоздания позитивного образа семьи — отнюдь не праздный. Образы мужчины и женщины, создаваемые популярными СМИ, не соответствуют стилистике нашей цивилизационной направленности. Пришло время в корне изменить государственную информационную политику.

КСТАТИ
Кроме конкретных предложений, на дискуссии звучали и полумифические. К примеру, создать институт кураторов в Интернете, которые в ответ на каждую негативную новость давали бы людям позитив. Или составить список слов, которые журналисты могут употреблять, когда пишут о семье и детях.

ФАКТ
По последним данным министерства социального развития Новосибирской области, в нашем регионе проживают 310 тысяч семей с несовершеннолетними детьми. Лишь 25 % семей имеют двоих детей.

ЦИФРА
Только пять процентов семей в Новосибирской области имеют троих и более детей.