USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Вторую жизнь в подарок дочке

Наталья НАШТАЛОВА
Мама и дочь счастливы, потому что скоро едут домой. Фото Аркадия УВАРОВА
Мама и дочь счастливы, потому что скоро едут домой. Фото Аркадия УВАРОВА

В Новосибирской области провели уникальную операцию по пересадке печени, сохранив жизнь молодой девушке

Донором 21-летней Олеси Степановой стала родная мать. Это первый случай родственной трансплантации в нашей области. Раньше такие операции делали только в Москве.

Страшное слово «цирроз»
Мама и дочь мирно сидят на больничной койке и вспоминают, как все было. Теперь их объединяет нечто большее, чем просто любовь родителя и ребенка. Из угла больничной палаты глядит привезенная из дома православная икона. Все самое страшное позади.

— Сначала болезнь практически не давала о себе знать, — рассказывает Олеся. — Потом не заметить ее было нельзя, начались отеки, но я боялась обратиться к врачу.

Ситуация становилась критической и могла завершиться совсем плачевно, если бы в гости к девушке, которая жила отдельно от родных, не приехала мама. Когда она увидела дочь, едва не лишилась чувств. Всегда тонкая, хрупкая, Олеся стала просто неузнаваемой! Начались лихорадочные хождения по врачам, которые не принесли результатов. В срочном порядке девушку отправили в Новосибирск.

Диагноз, поставленный Олесе, удивил всех — и врачей, и родственников: не поддающийся лечению цирроз печени, возникший по неизвестной причине. Печень не работает совсем, и единственный выход — пересадка.

— Мы были шокированы, но особо горевать было некогда, — рассказывает Светлана Степанова, мама. — Начался поиск донора. Помочь Олесе могла пересадка печени либо только что скончавшегося человека, либо ближайшего родственника.

14 часов под скальпелем
41-летнюю Светлану отправили на обследование, и, на счастье, она оказалась совершенно здорова. Компьютерные и другие тесты показали, что ее печень подходит дочери по всем параметрам. Идти или не идти под нож? Светлана не сомневалась ни минуты…
Решение было найдено, но и маме, и дочке предстояло пережить сложнейшую двухэтапную операцию. Семь часов на медицинском столе провела мама пациентки. Столько же времени занял процесс трансплантации. Печень — особый орган, в нем много кровеносных сосудов, поэтому врачам пришлось действовать очень аккуратно.

— Самым сложным было сделать так, чтобы не пострадал донор, — комментирует Иван Поршенников, заместитель главного врача по хирургии Новосибирской областной клинической больницы. — Одно дело — трансплантация трупного органа, другое — органа, взятого у живого человека. Разница колоссальна, ответственность огромна.

«От пельмешек не откажусь»
Сейчас и мама, и дочь чувствуют себя удовлетворительно и вполне счастливы, потому что едут домой.
— Вторую жизнь подарила своему ребенку, — делится с нами Светлана, пожертвовавшая большей частью своей печени, почти 800 граммами. В ближайшее время, обещают врачи, ее «пострадавший» орган восстановит свой прежний вес.
— Конечно, швы побаливают, но все терпимо, — рассказывает Олеся. С мамой они теперь не разлей вода: о стольких вещах успели переговорить, пока лежали в одной палате.

Девушке предстоит длительный восстановительный период. Приживаемость органа, взятого у близкого человека, всегда выше, но риск отторжения все равно есть. Чтобы этого не произошло, Олеся находится на серьезной лекарственной терапии. Какое-то время ей предстоит также не снимать марлевую повязку и соблюдать строжайшую диету. Девушке нельзя есть ничего острого, соленого и жирного.
— Пельмени можно, — шутит Олеся, — они же не жареные! Вот от них я бы сейчас точно не отказалась.

Тату на будущее
До болезни девушка училась на преподавателя начальных классов, но была вынуждена оставить занятия. Скоро она снова возьмется за учебники.
— Получу диплом педагога, но вообще я мечтаю стать художником и заниматься татуировками, — рассказывает Олеся. — Смотрите, это я сама делала, — показывает левую руку, на ней — большое фантазийное тату.
— Да, не зря художественную школу закончила с красным дипломом, — с улыбкой комментирует мама Светлана, которая совсем скоро также вернется в обычный жизненный ритм. Женщина работает в железнодорожном депо города Карасук.

Просто сдай кровь
Прогноз врачей относительно выздоровления Олеси благоприятный. Конечно, теперь она всегда будет немного отличаться от других людей, но в скором времени сможет вести нормальный образ жизни, а в будущем под присмотром специалистов даже рожать детей.
Не дает покоя другой вопрос. Можно ли было предотвратить развитие такого страшного заболевания, как цирроз печени, у молодой девушки?
Специалисты отвечают на него положительно и еще раз напоминают о необходимости ежегодных профилактических осмотров. Если бы Олесе был вовремя сделан хотя бы биохимический анализ крови, при котором оценивают пробы состояния печени, все изменения, происходящие в организме, дали бы о себе знать.

КОММЕНТАРИЙ
Оксана ДУНИЧЕВА, заместитель министра здравоохранения Новосибирской области:
— Проведение такой уни- кальной операции стало возможно бла- годаря работе совета по трансплантологии, взаимодействию различных ведомств Новосибирской области и поддержке губернатора Василия Юрченко.

Хорошо, что все завершилось благополучно. Самое страшное для врача — сказать пациенту: «Мы для вас ничего не можем сделать». Сообщить о гибели органа — это примерно то же самое, что сообщить о смерти близкого человека. Теперь шанс есть даже в самых тяжелых случаях, сфера трансплантологии активно развивается. Так, в областной больнице уже готовятся к проведению еще одной уникальной операции — первой за Уралом пересадке поджелудочной железы.

СПРАВКА
В Новосибирской области сегодня более 40 человек стоят в листе ожидания на пересадку печени. Родные смогут помочь не всем: слишком велик перечень требований, чтобы стать донором. Но врачи надеются, что и эти больные скоро обретут шанс на новую, здоровую жизнь. Число квот на проведение таких операций с каждым годом растет.

КСТАТИ
Первое чужое сердце пересадили собаке?

Одним из основоположников российской трансплантологии называют Владимира Демихова.

В 1951 году он детально разработал пересадку донорского сердца собаке. Спустя 16 лет, 3 декабря 1967 года, африканский хирург Кристиан Барнард, пройдя предварительно стажировку у Демихова, а также в ряде мировых хирургических клиник, впервые в мире осуществил успешную трансплантацию сердца — только не собаке, а человеку.

В России первым пересадку сердца человеку провел выдающийся хирург, академик Валерий Шумаков. Это произошло 12 марта 1987 года. Его имя носит Институт трансплантологии и искусственных органов в Москве, считающийся головным учреждением Российской Федерации в области клинической и экспериментальной трансплантологии.

Пересаженный донорский орган — шанс на новую жизнь, но не панацея. По статистике, люди с донорскими органами не имеют шансов прожить очень долгую жизнь. Зафиксированный максимум продемонстрировал американец Тони Хьюсман. С донорским сердцем он прожил 30 лет и умер от рака.

Фотографии статьи
В царстве томатов. Фото Михаила ПЕРМИНА