USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Солдат по-прежнему в строю

Валентина МАЛЬЦЕВА
Фото из семейного архива Иосифа ЭЙНГОРНА
Фото из семейного архива Иосифа ЭЙНГОРНА

Двадцать второго июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия и ее союзники напали на Советский Союз

Среди тех, кто прошел войну с первых дней и до Победы, наш земляк, профессор Иосиф Давыдович ЭЙНГОРН. В этом году ему исполняется 95 лет.
Иосиф Эйнгорн, несмотря на ранения, контузию, долгожительствует не только физически. По-прежнему читает лекции, встречается со студентами, гуляет, смотрит фильмы и даже навещает модные рестораны. Не приходится долго гадать, где его привечают больше всего. Конечно, в комплексе «Победа».

Сто лет трудового стажа
Список наград и профессиональных отличий Иосифа Давыдовича Эйнгорна занимает почти три страницы. А в конце приписка рукой дочери Эллы: «12 почетных грамот губернатора НСО и мэра Новосибирска».

— На 93-м году жизни отца я ходила к ректору СибАГСа, чтобы оформить его увольнение, — рассказывает Элла. — Мне сказали: «Ну, ладно, годик пусть отдохнет, а потом посмотрим». По-прежнему его приглашают на научно-практические конференции, потому что все знают — на его лекциях не заскучаешь.

Автор этих строк не раз сидела в аудитории Эйнгорна и может только подтвердить это мнение.

— Иосиф Давыдович, какой у вас трудовой стаж?

Профессор в ответ на этот вопрос смеется:

— Более ста лет. Если считать по преподавательской нагрузке. И поясняет: если в вузе преподаватель имеет 250 часов лекций, то такая нагрузка засчитывается как год стажа.

В последнее время темой исследований профессора стала история Великой Отечественной войны. Сегодня мы говорим о ее персональной странице, полной драматизма, горечи и… побед.

Настрой только на победу!
— Начало войны застало меня в 135-й стрелковой дивизии 5-й армии. Мы с самых первых дней были настроены только на победу, только на наступление, только на ведение боя на чужой территории. Однако в этом была и слабость стратегии, — вспоминает Иосиф Давыдович.
В личной тактике солдата Эйнгорна такой настрой сыграл существенную роль: благодаря заложенному пропагандой оптимизму удалось выйти из окружения.

Почти месяц — с 17 сентября по 7 октября 1941-го — выбирались группами из вражеского кольца, практически вслепую, натыкаясь на подразделения немцев, которые специально охотились за бойцами, прорывающимися к своим. Других вариантов не было: сдаться — значит «добровольно» записаться в предатели Родины…

— Самым страшным были не пули и артиллерийские обстрелы. Больше всего боялся утратить оружие, партбилет и документы. Тогда подпадаешь под подозрение в предательстве, а это могло кончиться чем угодно. О карьере уж и не говорю, речь о жизни. Обидно, если удалось спастись от вражеской пули, а потом погибнуть от своей.

Прорвавшись наконец к советским частям, пришлось пройти проверку ради того, чтобы снова вернуться в действующую часть.

Сорвали план блицкрига
Сотни и тысячи таких маленьких побед сложились в мощное сопротивление наших солдат в первые месяцы Великой Отечественной войны и поставили крест на гитлеровском блиц- криге (молниеносной войны) по захвату СССР до зимы 1941 года. Потом фашисты утверждали, что непобедимую армию сокрушил «генерал мороз».

— Ни у кого не вызывает сомнения, что существенный вклад в Великую Победу внесли сибиряки, — с гордостью говорит Иосиф Давыдович. — Из наших земляков создавались специальные дивизии, которые сражались на самых ответственных участках фронта… Малиновский говорил, что «лучше воина, чем сибиряк и уралец, нет». Это признавали и Жуков, и другие полководцы.

...Уже на четвертый день войны началось формирование 24-й армии частей СибВО. В Новосибирской области, как отмечает профессор Эйнгорн, все мобилизационные планы были выполнены полностью. Только одна запасная стрелковая бригада в первые месяцы войны сформировала и отправила на фронт 25 маршевых рот и батальонов, а за год — 706 боевых подразделений, в состав которых входили 300 тысяч бойцов и 41 тысяча лыжников. Наша область дала фронту 27 процентов всех снарядов, здесь было сформировано во время войны более десяти дивизий.

Профессор до сих пор в поиске фактов, свидетельствующих о неоценимом вкладе Новосибирской области в Победу.

В боях на самых главных направлениях были и самые большие потери. В квартире Эйнгорна, в знаменитом «Доме под часами» на Красном проспекте, хранятся письма с фронта, снимки погибших родственников — в этом скорбном списке почти вся семья Нины Алексеевны, супруги Иосифа Давыдовича.

Связь времен — связь поколений
Иосиф Давыдович Эйнгорн имеет множество боевых наград. За храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими оккупантами, он удостоен орденов Красной Звезды, Красного знамени, Отечественной войны I степени, медалей «За боевые заслуги».

Не так много осталось живых свидетелей первых дней войны. Тем ценнее встречи с такими людьми. Особенно для молодых. Поэтому Эйнгорн ведет еще и работу по патриотическому воспитанию, непосредственно участвуя в беседах о войне в учебных заведениях, центрах дополнительного образования, в музеях краеведения, боевой и трудовой славы, учреждениях культуры, военно-патриотических клубах.

В качестве эксперта его приглашают на научно-практические конференции по гражданско-патриотическому воспитанию.

Иосиф Давыдович — участник Всероссийской телеконференции «Связь времен — связь поколений», которая состоялась в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 — 2015 годы», где, в частности, шла речь о подготовке в регионах мероприятий, посвященных 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Легенды города
…Сразу после войны полковник в отставке Эйнгорн решил посвятить свою жизнь образовательной сфере.

В его активе более 300 научных работ, в которых сформулированы конкретные предложения по созданию концепции развития образования в Сибири, гуманизации юридического образования, инновационным образовательным процессам, а также проблемам образования, связанным с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

Иосиф Эйнгорн, профессор кафедры теории и истории государства и права, награжден орденом «Гражданская доблесть» за служение на благо Отечества, ярко выраженную гражданскую позицию, многолетний плодотворный труд в системе высшего профессионального образования.

Эйнгорн предан родному городу, всю жизнь прожил в доме, построенном в начале 30-х годов прошлого века. И жилец, и его дом остаются уникальными в своем роде. Профессора давно называют легендой Новосибирска, а его знаменитый дом — одно из лучших сооружений архитектуры конструктивизма. Мы бежим мимо и смотрим: старинные часы еще идут? Идут, подтачивая время и само сооружение. Признаться, интерьеры архитектурной достопримечательности довольно обветшалы: длинные коридоры-галереи с дверями квартир по одной стороне, лестницы, ждущие ремонта, и — ба-а! — полное отсутствие привычных горожанину удобств. Дом, оставаясь эстетической ценностью, значительно ограничивает права жильцов: тут нельзя делать перепланировку, самовольничать в жажде идеального благоустройства…

Да и впору ли бойцу Великой Отечественной войны еще и тут воевать?

Его бои, слава богу, отгремели. Только вместе со снами иногда прорывается в память рожденная прямо в окопе простенькая строфа боевой землячки Таисии Степанидовой: «Ты помни и не трусь, ползи вперед, тебе поможет ночь глухая, кустик и трава, тебе поможет дружба фронтовая...»

ЦИФРА
За героизм и мужество 1 500 сибирякам во время войны присвоено звание Героя Советского Союза. Пятеро сибиряков стали дважды Героями, а Александр Иванович Покрышкин — трижды.

ФАКТ
Из 332 именных улиц и переулков в Новосибирске более 15 процентов названы в честь героев Великой Отечественной войны

Фотографии статьи
Фото из семейного архива Иосифа ЭЙНГОРНА