USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Требуется уборщица клеток. Лестничных

Елена ШАГОЙКО
Фото с сайта www.futura-sciences.com
Фото с сайта www.futura-sciences.com

Найти человека, готового каждый день наводить чистоту в подъезде новосибирской десятиэтажки за 1 300 рублей в месяц, — задача непростая

Грязно в подъезде — самый большой из камней в огород практически любой городской управляющей компании. Нехватка персонала — так УК объясняют крайне редкое появление уборщиц, умалчивая о причинах тотального дефицита кадров. С тонкостями головокружительной карьеры в сфере клининга лестничных клеток нашему корреспонденту довелось познакомиться лично.

Когда сливаются причины
Деньги нужны сейчас, а на более «полноценную» работу по каким-то причинам выйти невозможно — это те две причины, по которым можно пойти «в уборщицы». И однажды в моей жизни сошлись они обе — плюс вакансия уборщицы. Зарплата заявлялась удивительно большой, а подъезды казались новыми и чистыми. Все это и свободный график в придачу предопределили мое решение приобрести новую профессию.

Опыт у меня был: не зная, что мне это пригодится, я несколько лет тренировалась на своем подъезде. На общественных началах. Тогда заработок мой был нематериальным и неоднозначным: кто-то из соседей по подъезду крутил пальцем у виска, а кто-то уважительно здоровался. Наш подъезд стал достаточно чистым — дети могли посидеть на ступеньках, большая часть сезонной грязи оставалась на специальном покрытии в тамбуре, а регулярно оплачиваемое, но нечасто случающееся появление уборщицы перестало сильно влиять на чистоту лестничных полов.

Теперь же, несмотря на глубокий шок всех моих родных и знакомых, я стала владелицей собственного рабочего кабинета профессиональной уборщицы лестничных клеток. Первоначально он предназначался для хранения тряпок и ведер и переодевания из обычной одежды в рабочую.
Рабочая атмосфера была чудесной: голос начальства я слушала как музыку сфер: «Дочка, дай Бог тебе здоровья, умничка, ну беги с Богом, все хорошо сделала». Сюрпризы начались чуть позже.

Первые ласточки составили скорей антропологический интерес: варианты, как люди могут обращаться со стенами, полами и прочими поверхностями подъезда, меня удивили, хотя я была достаточно опытным бойцом за подъездную чистоту. Первый приз, пожалуй, получили те личности, что использовали стены вместо носового платка. Скопление характерной физиологической жидкости на вертикальных поверхностях почти всех этажей новенькой десятиэтажки говорило о том, что таких индивидуумов много. К сожалению, лично наблюдать этих особей в естественной среде обитания мне не случалось. Но пожаловаться на отсутствие других интересных встреч я не могу.

А вы кто?
Если говорить о неразделимых парах, таких как короли и капуста, Ромео и Джульетта, то подростки и подъезды, несомненно, входят в первую десятку рейтинга. Подъезды — беда подростков, а подростки — беда подъездов. Мой дебют в роли психолога состоялся во время редкого события: раз в месяц я посещала с рабочим визитом этажи с десятого по четвертый, так велел график уборки. На одной из срединных лестничных площадок я встретила эту самую беду — теплую подростковую компанию, неосторожно повернувшуюся ко мне спиной. Ребята примерно от 14 до 17 лет сидели на ступеньках, стояли на межэтажной площадке, активно ели и пили (замечу — безалкогольные напитки) и, видимо, общались. Привлечь их внимание было несложно, дети клятвенно обещали убрать за собой (и свое обещание сдержали, как показала проверка на следующий день). Впоследствии весь свой мусор ребята складывали в пакетики, которые аккуратно выносили, а при встрече вежливо здоровались.

Секретом волшебного воздействия можно назвать «разрыв шаблона» или «понятийное несоответствие» (оно же — когнитивный диссонанс): уборщицу подъездов можно игнорировать, но если человек не похож на образ, соотносимый с уборщицей подъездов, то его воздействие на окружающих становится крайне велико, поскольку сознание становится несколько трансовым…

Мужчины и женщины
Не знаю, какая наука изучает типы человеческого поведения в зависимости от половых и возрастных характеристик, но наблюдать это очень интересно. Пожилые люди здоровались со мной всегда, мужчины проходили мимо, а женщины пытались вступить в разговор на личные темы: сколько мне платят, какое у меня образование, не могу ли я отмыть двухлетнее пятно от фекалий на пятом этаже...

Мои ровесники вели себя сложнее. Первые полмесяца к моему виду привыкали путем игнорирования. Затем начали со мной обсуждать волнующие темы, имеющие ко мне профессиональное отношение: количество мусора в их подъезде, частоту появления компаний подростков и бомжей, периодичность мытья пола на разных этажах...

Мужчины вели себя молчаливо и по-джентльменски — уступали мне лифт для уборки, завидев меня на горизонте, самостоятельно прихватывали полную банку для окурков, пытались подождать, когда я подмету их площадку, прежде чем зайти в свою квартиру, придерживали мне двери в подъезд, даже если я не спешила туда заходить… Словом, я глубоко убеждена, что девушке в поисках мужа нужна не регистрация на сайте знакомств, не поход в ночной клуб, а работа уборщицы подъездов новостроек.

Веселимся и играем
Мое желание работать меньше, но «чище» заставило меня искать пути по мягкому и бережному воздействию на поведение собственников жилых помещений.

Появилась импровизированная мусорка для ненужной почты — картонная коробка у почтовых ящиков. Для затравки я бросила в нее несколько газет (прием из зоопсихологии, так кошек к туалету приучают). Это принесло свои плоды: количество ненужной гражданам почты, брошенной на пол, сильно сократилось. Правда, коробка приобрела непредсказуемую популярность — ее утащили вниз и поселили туда кошку с котятами. Мне пришлось предложить сердобольным гражданам свою подсобку в качестве нового дома для кошачьего семейства. Побочный эффект меня порадовал: кошачьи «сюрпризы» в этом подъезде исчезли. Пакеты с мусором, оставленные между этажами у заваренного мусоропровода, пришлось переместить в образовательных целях в кабину лифта. Оттуда они исчезли в кратчайшие сроки.

Тайное знание
Я не смогла увидеть, насколько мои усилия сократили количество мелко порванных рекламных листовок, фантиков от конфет и кожуры от семечек, окурков, пустых и полупустых пивных банок и бутылок, брошенных на полу этих этажей, по одной простой причине — у меня не стало времени на это хобби. А каждодневную уборку огромных лестничных площадок в десятиэтажке за 1 300 рублей в месяц за подъезд с задержкой зарплаты на 10 — 15 дней нельзя назвать иначе. Зато я узнала ответ на вопрос жильцов этих домов: «А почему у нас так часто меняются уборщицы?»

Уйти из уборщиц оказалось одновременно и просто, и сложно. Трудовой договор со мной не заключали и даже не порывались как-то официально оформить наши отношения. Впрочем, не очень-то настойчиво интересовались копией моего паспорта. Но и отпускать не пожелали: когда я попросила поискать кого-то на мое место, потому что убирать вовремя я не успеваю, мне предложили все же остаться — ведь никто не жалуется, а в подъезде терпимо. Покинуть пост уборщицы с чистой совестью мне позволил лишь звонок недовольного жильца на следующий же день после попытки увольнения: он пожаловался на то, что в подъезде грязно. Начальство ласково предложило мне «пока отдохнуть».

— Но если потребуется подработка — обязательно приходи, — напутствовали меня.

ФАКТЫ О КЛИНИНГЕ
Услуги по уборке, или клининг (англ. cleaning — чистка, уборка), подразумевают полный спектр действий по устранению загрязнений, уходу за коврами, мягкой мебелью, напольными и настенными покрытиями и текущим поддержанием порядка в домах, постройках и дворовых территориях, которые оказываются профессиональными работниками.

В 1699 году император Пётр I огласил указ «О соблюдении чистоты в Москве». Согласно новому документу, те, кто выбрасывал мусор на мостовую, должны были быть наказаны. Хорошее правило, которое не мешало бы вспомнить и сегодня.

На Западе клининг существует уже более ста лет. В нашей стране первые клининговые компании появились в начале девяностых годов. Всего на российском рынке насчитывается более тысячи клининговых компаний. Только в Московском регионе работает более пятисот.

Наиболее востребован клининг в торгово-развлекательных центрах и офисах. Менее всего развит клининг в государственных и медицинских учреждениях. Общий объем потребления услуг имеет следующий рейтинг: 44 % — ежедневная комплексная уборка; 19 % — уборка прилегающих территорий; 10 % — вывоз снега и мусора. За границей профессиональными клининговыми компаниями обслуживается 80 — 90 % всех нежилых помещений.

Потребительский рынок услуг в сфере клининга находится в начале развития, в нем почти полностью отсутствует конкуренция. Это перспективный бизнес.