Как получить государственный долг?
Новосибирская область не входит в число территорий, нуждающихся в усиленной финансовой поддержке из центра. Регион выполняет все социальные обязательства, мы продолжаем развиваться. Однако федеральных инвестиций нам следует добиваться активнее. Такую позицию высказали депутаты комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.
Представляя парламентариям отчет об исполнении областного бюджета за первый квартал 2013 года, министр финансов и налоговой политики области Виталий Голубенко отметил, что для региональной казны этот период во многом характеризуется как период коррекции планов развития с общегосударственными задачами. В силу этой коррекции сегодня наблюдается увеличение государственного долга, на которое особо указали депутаты. Об этом говорила Вера Ганзя, обеспокоенная финансовой устойчивостью нашего региона и возможным уменьшением финансирования целевых программ, запланированных на 2013 год. Это подчеркивал Сергей Канунников, ссылавшийся на усиление несбалансированности бюджета, связанное прежде всего с ростом внутреннего долга. При этом, подчеркнул парламентарий, решения федерального центра по тому же повышению заработной платы регион исполнять обязан, а вот инвестиций из центра в последнее время заметно убавилось. Их могло бы быть больше на строительство метро, третьего моста, который возводится пока по большей части за счет бюджетных кредитов. Надо активизировать работу по «выбиванию» федеральных денег для нашей области, считают депутаты.
— Практически во всех регионах за 2012 год и первый квартал 2013 года наблюдается тенденция резкого увеличения объемов государственного внутреннего долга. Мы подошли к предельному размеру дефицита. Решения федерального центра исполняются регионами по сути за счет собственных ресурсов. У Новосибирской области положение пока устойчивое, но есть тенденция ухудшения, — сказал Сергей Канунников.
Виталий Голубенко заверил: безусловно, уверенность в финансовой устойчивости регионального бюджета есть, все сегодняшние тенденции для нас предсказуемы. Что касается целевых программ, сокращать их финансирование в 2013 году не придется. А вот при формировании бюджета на 2014 — 2015 годы подход, скорее всего, будет консервативным.
— Сегодня в силу действующего законодательства мы должны консолидировать ресурсы на реализацию общегосударственных задач, — подчеркнул министр.
Cоциальная составляющая расходной части бюджета значительно возросла. В результате увеличения заработной платы бюджетникам «зарплатные расходы» возросли в сравнении с 2012 годом на 15 процентов, а финансирование мер социальной поддержки — на 17 процентов в месяц. Одна из отличительных социально ориентированных особенностей бюджета-2013 — с 1 января в области осуществляются дополнительные выплаты в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет многодетным семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума в Новосибирской области. Областью выполнены все взятые социальные обязательства. Расходы на это составили 70 процентов всех кассовых расходов бюджета в первом квартале этого года.