Наследники героя
22 мая исполнилось 98 лет со дня рождения нашего прославленного земляка, Героя Социалистического Труда, дважды почетного железнодорожника Николая Лунина. В этот день на базе ресурсного центра в сфере железнодорожного транспорта ГБОУ НПО НСО «Профессиональный лицей № 10» состоялся межрегиональный конкурс профессионального мастерства среди помощников машинистов, проводимый министерством труда, занятости и трудовых ресурсов НСО. В лицее надеются, что теперь это станет хорошей традицией.
География расширяется
По словам директора профессионального лицея № 10 Марии Кирсановой, подобные конкурсы профессионального мастерства проводились в нашей области и раньше. Но нынешний кардинально отличается от предыдущих.
— По нашей просьбе министерство приурочило дату его проведения ко дню рождения Николая Александровича Лунина, который отмечается в лицее каждый год, так как наше учебное заведение носит его имя. Я уверена, что связь времен не должна прерываться, ведь только так можно воспитать людей, искренне любящих свое дело, — подчеркивает Мария Кирсанова. — Кроме того, теперь в конкурсе участвуют не только учащиеся, но и мастера производственного обучения, а также рабочие. Ну и, наконец, расширилась география его проведения: к нам впервые приехали команды из соседнего региона.
Действительно, если раньше свои профессиональные умения и навыки сравнивали команды из Новосибирска, Барабинска и Карасука, то теперь к ним добавились команды из Барнаула и Новоалтайска. То есть можно без преувеличения сказать, что конкурс профессионального мастерства среди железнодорожников вышел на качественно новый уровень.
По виртуальным рельсам
Программа конкурса была составлена таким образом, что каждый его участник должен был продемонстрировать не только теоретические знания, но и практические навыки. Но для этого вовсе не нужно было идти на железнодорожные пути: не так давно в лицее приобрели современные тренажеры для подготовки. К слову, далеко не каждое депо может похвастаться наличием такого оборудования. Тренажер представляет собой пульт, полностью имитирующий органы управления локомотивом, и огромный экран компьютера. Специальная программа имитирует реальную дорожную ситуацию на реальной дороге. Машинист управляет виртуальным поездом, а его помощник должен своевременно сообщать о работе различных систем, сигналах семафора и другую необходимую информацию. Что-то пропустил — не засчитали балл. Надо быть предельно внимательным.
Поскольку региональному конкурсу предшествовали соревнования, которые проводились внутри профессиональных учебных заведений, побороться за призовые места приехали лучшие из лучших. Если говорить об учащихся, то это выпускники, которые сейчас проходят производственную практику и в недалеком будущем получат дипломы. Словом, совсем скоро им придется сесть в кресла дублеров машинистов и повести самые настоящие поезда. Поэтому члены жюри проявляли предельную строгость — ведь речь идет о безопасности людей. Кстати, так уж совпало, что среди членов жюри оказались и бывшие выпускники лицея. Один из них — заместитель начальника депо по эксплуатации ТЧэ-4 Новосибирск Сергей Маренков, который прошел путь от помощника машиниста до своей теперешней должности, окончил заочно техникум, а потом и вуз.
— Я получил диплом помощника машиниста в 1994 году и хочу сказать, что у нынешних ребят гораздо больше возможностей для качественного профессионального образования, — говорит Сергей. — Мы-то учились по книгам, плакатам и схемам, а у них есть прекрасные тренажеры, которые нам и не снились. И я считаю, что это очень хорошо: чем лучше профессиональная подготовка, тем выше безопасность.
Лунинцы впереди!
По мнению членов жюри, в конкурсах профессионального мастерства обычно побеждает тот, у кого лучше подготовка (это само собой разумеется) и крепче нервы. Это вполне понятно: умение собраться, мгновенно принять единственно правильное решение, не растеряться и не впасть в панику при возникновении нештатной ситуации — необходимейшие качества для машиниста. Если человек ими не обладает в должной степени, то встает вопрос о его профессиональной пригодности. Ведь если тот, кто управляет огромным составом, совершит ошибку, может пострадать множество людей.
Учащийся третьего курса профессионального лицея № 10 Алексей Носов настроен на победу. Если он и волнуется, то это незаметно.
— Я выбрал эту специальность сознательно: брат моего деда был машинистом, правда, он водил паровозы, — рассказывает Алексей. — Мне очень нравится моя будущая работа. Сейчас я прохожу производственную практику на станции Инская, надеюсь, там и буду работать, когда получу диплом. Я хочу работать на тепловозах, водить грузовые составы — страна у нас такая большая, хочется ее посмотреть. Очень надеюсь занять сегодня призовое место. Думаю, что с практической частью я справлюсь без проблем, а вот над теорией придется попотеть.
Надежды Алексея вполне оправдались — по результатам конкурса он занял второе место. Первое место досталось его сокурснику Евгению Шараю, а третьим стал Антон Абросимов, который тоже учится в лицее № 10. Таким образом, юные наследники Николая Лунина не ударили в грязь лицом и отстояли честь своего учебного заведения. Если говорить об общекомандном зачете, то места распределились следующим образом: золото завоевала команда профессионального лицея № 10 (Новосибирск), серебро — команда барабинского филиала лицея № 10, бронзу — команда профессионального лицея № 37 (г. Карасук). Представители Барнаула — четвертые, а новоалтайцам досталось пятое место. Таким образом, стало ясно, что в Новосибирске железнодорожников готовят лучше всех. И все равно расслабляться не следует: вполне возможно, что в следующем году проигравшие команды учтут ошибки и постараются взять реванш.
У конкурса профессионального мастерства есть еще один важный аспект. Для многих его участников это первый шаг профессиональной карьеры. К победителям подобных конкурсов со стороны потенциального работодателя всегда особое отношение. И проблем с трудоустройством у них не бывает практически никогда: наоборот, получив диплом, ребята имеют возможность выбирать место работы.
— Проведение подобных конкурсов очень важно для нас, — говорит исполняющий обязанности главного инженера Западно-Сибирской дирекции тяги Андрей Глушков. — Профессия машиниста интересная, но при этом достаточно опасная, и поэтому качество подготовки кадров выходит на первый план. Чем лучше молодой человек подготовлен, чем больше знаний и навыков он получил во время учебы, тем больше у него возможностей для профессионального и карьерного роста.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Николай Александрович Лунин — старший машинист паровозной бригады паровозного депо Новосибирск Томской железной дороги, выдающийся новатор железнодорожного транспорта. В 1932 — 1945 годах трудился в паровозном депо станции Новосибирск Томской железной дороги сначала слесарем, затем помощником машиниста. С августа 1935 года начал самостоятельно водить поезда.
В 1941 году Н.А. Лунин выступил инициатором новой идеи — овладение каждым членом паровозной бригады ремонтными специальностями. Этот почин при значительной нехватке рабочей силы, материалов и запчастей получил широкое распространение на транспорте. Лауреат Сталинской премии (1942) за внедрение новых методов организации производства. На полученную премию Лунин купил эшелон угля для Сталинграда, и лично доставил его в феврале 1943 года в только что освобожденный и полностью разрушенный город. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Николаю Лунину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
ЦИФРА
Кадровая потребность организаций региона на 2013 — 2017 годы составляет 65 тысяч человек (в это число входят специалисты со средним профессиональным образованием)