USD 101.6797 EUR 106.1028
 

Общение как чтение

Светлана СЫСОЕВА
Посетители «читают» буддийского ламу. Фото Аркадия УВАРОВА
Посетители «читают» буддийского ламу. Фото Аркадия УВАРОВА

Прочесть людей словно книги смогли участники акции «Живая библиотека»

Шумом и гамом встречает «Живая библиотека» своих посетителей. Сегодня она распахнула свои двери на базе Новосибирской государственной областной библиотеки. Работа строится по стандартному принципу: посетители заполняют библиотечную карточку и «читают» в течение определенного времени. После «прочтения» можно выбрать другую «книгу». Отличие лишь в том, что «книги» — это живые люди, а «чтение» — это разговор.

Вопросы сыплются один за другим, «книги» едва успевают отвечать на них. Для тех же, кто не знает, о чем спросить, у волонтеров припасены закладки с подсказками. Добровольные помощники также подскажут, куда пройти, чтобы найти очередного человека-«книгу». Их всех пригласили сюда участники общественно-политического движения «РЕформация», ставшие организаторами мероприятия. Требования к кандидатам просты: прежде всего человек должен принадлежать к социальной группе, относительно которой в обществе сложилось некоторое (возможно, даже негативное) мнение. Второе требование — человек должен быть готов рассказать, как он живет, какие проблемы его тревожат, ответить на другие вопросы, которые могут возникнуть у «читателей». Сегодня каждый из числа «книг» непременно разрушит какой-то стереотип, существующий в обществе, cможет взглянуть на мир глазами своего собеседника.

Миллионеры среди нас
Вокруг буддийского ламы широким кругом разместились на стульях парни и девушки. Лама — плотного вида смуглый круглолицый мужчина с узкими глазками, ярко выраженными скулами, бритой головой в желто-бордовом одеянии (как положено его сану) — степенно отвечает на очередной вопрос.

— Вы смотрите голливудские фильмы?

— В смысле американские? Америка — страшная страна! — лама негромко смеется. Видимо, голливудские фильмы он не приветствует.

— Почему я могу спокойно пройтись по Чите, русскому городу, а по бурятскому Улан-Удэ уже нет? Ведь оба они находятся в Забайкалье, — спрашивает о наболевшем, надо полагать, другой «читатель».

— Буряты, они же по сути монголы, как и все кочевые народы, более агрессивны, чем оседлые, — объясняет монах.

Рядом — «читатели» миллионера. Самого настоящего! Молодой мужчина около 30 лет (взгляд уважительно задерживается на мощных бицепсах, виднеющихся из-под коротких рукавов рубашки-поло) рассказывает о том, как он «поднялся» и развивает свой бизнес сегодня. Желающих узнать секреты «раскрутки» мальчика из детдома хоть отбавляй. Круг настолько широк, что порой не слышно вопросов. Они тонут в стоящем в помещении шуме: помимо миллионера, ламы и писателя, в этой же комнате проходит регистрация «читателей» на встречу с остальными «живыми книгами».

— Много ли остается свободного времени?

— Что значит «свободное время»? — парирует миллионер. — Время, когда можно заниматься тем, чем хочется? А если я нахожу радость в работе?

Столкновение менталитетов
Следующий в моей личной программе — иммигрант. На встречу с ним записывает молодой человек, в котором угадываются немецкие корни, я даже сперва принимаю его самого за «книгу». Но нет — вместе с волонтером и еще двумя «читателями» спускаемся на пару этажей вниз и видим настоящего гостя встречи — невысокого человека с характерной для южных республик внешностью. «Ну конечно, в России может быть встреча только с одним типом иммигрантов, вынужденных зарабатывать, чтобы кормить семью, оставшуюся на исторической родине», — скептически отношусь я к «живой книге».

Начинаем с банальных вопросов: кем работал в родном для него Таджикистане, как устроился в Новосибирске, поднимаем тему землячества, но постепенно переходим к обсуждению разных взглядов на создание семьи. Если в России парень и девушка вольны выбирать спутника жизни, то в таджикских семьях молодые полностью зависят от мнения старших. «Я познакомился с женой в день свадьбы», — признается Усмар. Его дети также создадут семьи с теми, на ком остановят выбор родители. Так, для старшего сына уже подыскали невесту.

— А любовь? — любопытствуем мы.

— Любовь приходит со временем, — отвечает «книга», — и сейчас, спустя 23 года после свадьбы, я так сильно люблю свою жену, что слов нет выразить!

Волонтер, приведший нас к этому гостю, поднимает предупреждающую табличку: «До конца встречи осталось 5 минут». Удивительно, как быстро пролетели 25 минут разговора, а ведь я еще о стольких вещах не спросила!

Другие «книги» тоже не оставляют без эмоций: ВИЧ-инфицированный не отчаивается «нарастить клеточек», отвечающих за иммунитет, чтобы родить со своей девушкой, такой же ВИЧ-положительной, здорового ребенка, а слепой от рождения человек диджействует в клубах, оказывает психологическую помощь и подсказывает прохожим дорогу в городе. Каждая из «книг» заставляет подумать о том, как и на что мы тратим свое время, насколько полно используем данные нам возможности. Читатели уходят из библиотеки кто с улыбкой на лице, кто погруженный в мысли, но равнодушным не остается никто. А это значит, цель мероприятия достигнута.

ФАКТ
Проект «Живая библиотека» возник в Дании, его авторы — подростки, которые решили предпринять усилия, направленные на уменьшение насилия в мире. Первая игра прошла в 2000 году и сразу обрела популярность. Сегодня движение существует в 50 странах мира. В Новосибирске акция «Живая библиотека» прошла в четвертый раз.