USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Кому «Турпомощь» в помощь

Инна ВОЛОШИНА
Фото с сайта neskuchaem.ru
Фото с сайта neskuchaem.ru

Туроператоры готовы помогать отправившимся за границу россиянам в экстренных ситуациях. Не станет ли при этом дороже наш отдых?

Теперь россияне смогут выезжать на отдых в дальние (и не очень) страны, не опасаясь последствий: если что-то вдруг пойдет не так, то их возвращением на родину будет заниматься ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь», в которую до 5 мая в обязательном порядке должны вступить все участники этого рынка. Но невольно возникает вопрос: за чей счет банкет? Не произойдет ли при этом удорожание путевок?

Кто-то должен уйти
Если коротко, то суть дела такова: теперь каждый туроператор, если он хочет заниматься данным видом деятельности, должен ежегодно вносить по 100 тысяч рублей в особый фонд, средства из которого будут расходовать в случае возникновения экстренных ситуаций. Допустим, выехал наш турист на отдых, прилетел в страну и вдруг выясняется, что там его никто не ждет, так как фирма, продавшая путевку, обанкротилась. В этом случае «Турпомощь» оплатит возвращение в Россию, а также питание и проживание в чужой стране, если в этом возникнет нужда.

Наверное, у всех еще свежа в памяти целая череда подобных событий. Стоит вспомнить хотя бы печально знаменитую компанию «Черри-Тур», из-за банкротства которой за рубежом застряло большое количество российских туристов.

И вот власти решили позаботиться о потребителе, причем за счет туроператоров. Тем же из них, кто не пожелает вступить в «Турпомощь», либо придется вовсе уйти с рынка и заняться другим видом деятельности, либо работать как агент, продавая чужой продукт. Кстати, такая «касса взаимопомощи» для туроператоров вовсе не является ноу-хау Ростуризма — подобная система достаточно давно действует в Англии. Правда, там туроператоры перечисляют в фонд по 2,5 фунта стерлингов с каждого перевезенного туриста. Положа руку на сердце, эта модель кажется более логичной: чем больше клиентов обслужил, тем больше денег в фонд перечислил. У нас же уравняли всех.

По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Александра Осауленко, сегодня на нашем рынке работают около 1 900 туроператоров. В настоящий момент более 900 из них уже стали членами ассоциации «Турпомощь». У остальных на раздумье осталось две недели. И, по мнению Александра Осауленко, вполне возможно, что в недалеком будущем количество туроператоров в России сократится до 1 200 — 1 500. Конечно же, в первую очередь за счет небольших компаний, работающих в регионах. Понятно, что доходы у них отличаются от прибыли московских «китов» и сумма в 100 тысяч рублей для кого-то может оказаться непосильной.

На что рассчитывать
Как сказано в уставе ассоциации, главной целью создания «Турпомощи» является обеспечение оказания экстренной помощи туристам в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору. Иными словами, если сам туроператор выполнить свои обязательства не в состоянии, в дело вступает «Турпомощь». Все необходимые координаты этой организации должны быть обязательно указаны в договоре или в специальной памятке. Агентство, продавая путевку, должно непременно проинструктировать клиента, куда обращаться в случае чего. При этом, как подчеркивает Александр Осауленко, если в стране отдыха случится землетрясение или произойдет революция, эвакуировать людей будут МЧС и министерство иностранных дел.

— Нам очень важно, чтобы потребитель понял: обращаться в «Турпомощь» надо именно в экстренных ситуациях, и то если компания, продавшая тур, не выполнила свои обязательства, — говорит Александр Осауленко. — Но если вдруг клиент решит, что у него в номере обои не того цвета или что-то в том же духе, и сочтет это невыполнением обязательств со стороны компании, продавшей тур, то, естественно, в этой ситуации никто его эвакуировать не будет.

«Дикарям» не светит
Еще один важный момент, о котором следует знать потребителю, то есть нам с вами: помощь распространяется только на тех туристов, которые приобрели у туроператора полный пакет услуг. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше и больше людей не хотят переплачивать, а предпочитают самостоятельно приобретать авиабилеты и бронировать гостиницы через Интернет. Так вот, таким «дикарям» ничего не светит.

Наконец, возникает вполне закономерный вопрос: не подорожают ли путевки, когда закон вступит в силу? Крупные операторы, которых в нашей стране не так уж много, утверждают, что этого опасаться не следует. Но у Александра Осауленко иное мнение.

— Понятно, что небольшие компании, особенно те, что работают в регионах, чтобы компенсировать свои затраты на вступление в «Турпомощь», будут повышать стоимость туров, — считает он. — То есть в конечном итоге все ляжет на потребителя.

При этом не вполне понятно, как именно будет помогать «Турпомощь» — механизмы ее действия пока что находятся в процессе разработки. Неясно также, кто будет в случае возникновения экстренной ситуации помогать туристам, уже купившим путевки у туроператоров, не вступивших в ассоциацию. Ведь многие фирмы сейчас продают туры на лето и осень. Словом, сезон отпусков вот-вот наступит, а вопросов пока больше, чем ответов.

КОММЕНТАРИЙ
Светлана ФОМЕНКО, исполнительный директор Новосибирской ассоциации туристских организаций:
— В Новосибирской области около двадцати пяти компаний занимаются внешним туризмом, четырнадцать из них являются членами нашей ассоциации. Часть из них вступила в «Турпомощь», остальные планируют сделать это в ближайшее время. Федеральный закон принят, его надо исполнять, иначе придется уйти с рынка. Мы не можем подвести клиентов.

Но у туроператоров много вопросов к новому закону. Например, такой момент: размер взноса в фонд «Турпомощи» должен составлять 0,1 процента от оборота, но не менее 100 тысяч рублей. Но дело в том, что новосибирские туроператоры — это, как правило, небольшие компании, которые занимаются по большей части предоставлением индивидуальных туров. Понятно, что объемы у них гораздо меньше, чем у крупных туроператоров. Поэтому мы внесли предложение отменить минимальную планку для вступления в «Турпомощь», а определять размер взноса исключительно процентом с оборота.

Что же касается возможного удорожания путевок, то мне кажется, что этого опасаться не следует. Для того чтобы туры выросли в цене, есть множество других факторов, например сезонность или высокая востребованность того или иного направления.