USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Задача — влезть в автобус

Николай ЦАРЕВ
Коллаж Никиты СЕНАТОРОВА
Коллаж Никиты СЕНАТОРОВА

Утро всегда начинается с вопроса: как доберусь до работы? Путь от педуниверситета в Октябрьском до остановки «Издательство «Советская Сибирь» в Кировском районе Новосибирска неблизкий

Давно, когда деревья Инюшенского бора были сравнительно небольшими и город не изобиловал высотными зданиями, из нашей жилой девятиэтажки в хорошую погоду просматривалась типография. Напрямую — каких-то километров восемь, но там река Обь. А вкривь и вкось — о, это дальний путь, но его приходится преодолевать каждый раз день за днем долгие годы!

Высотки наступают
Транспортные времена для нашей окраины были разными. Сейчас, по моим ощущениям, очень даже суровые. Немножко выручает метро, но до него еще надо добраться.

…На остановке «Жилмассив» — море разливанное желающих уехать отсюда сию минуту. Пока еще схвачена мартовским морозцем талая вода, людские потоки стекаются к ней из всех тупиков, улиц и закоулочков. Ох, любят у нас надеть на себя в общественный транспорт что-нибудь немаркое, но сегодня речь не об этом.

Рядом с остановкой — частные невзрачные домишки, на крохотные огородцы которых уже наступают башенные краны. Жилмассив растет на глазах. Три жилые 25-этажки (!) уже зажигают по утрам и вечерам свои многочисленные окна. На четвертой высотке там и тут видны строители. Сдана масса других высотных домов. Ожил даже десятки лет остававшийся недостроенным родильный дом. Правда, в нем не матери с младенцами, а строители, да и в доме том будут не палаты для появившихся на свет малышей, а квартиры для новоселов. В микрорайоне — жилищно-строительный бум, а как не было здесь ни больницы, ни кинотеатра, так и нет. Но сегодня — и не об этом тоже.

За последние годы количество жителей, а значит, и потенциальных пассажиров увеличилось в несколько раз. А количество автобусных маршрутов, следующих до остановки пересадки «Станция метро «Речной вокзал», резко уменьшилось.

Вносят тебя или ты
Так как же попасть в автобус утром? Внимательно присмотрелся и заметил, что один из мужчин средних лет каждый раз безошибочно выбирает точку старта для посадки в транспорт. Пристраиваюсь к нему — и попадаю как раз в середину потока, который поднимает нас и вносит на переднюю площадку автобуса. Только успеваю ноги переставлять по ступенькам. Позади — ропот тех, кому повезет в следующий раз, а то и через раз.

Иногда сжалишься над старушкой или старичком с тросточкой — внесешь их сам... Попав в салон, они пускают слезу умиления за оказанную с твоей стороны любезность и становятся стеной, сообщая всем желающим забраться в автобус, что готовятся выходить, хотя ехать им еще не меньше четырех остановок! Нередко находится бойкий молодой человек, который бросает:

— Приспичило вам влезать, когда все на работу едут… Не раньше и не позже!

— Так ведь в поликлинику едем, внучек, — спокойно поясняет кто-нибудь из старушек. — Кровь-то надо сдавать с восьми до девяти часов!

Пожилые мужчины при этом остаются полны достоинства. Впрочем, на остановке «Инструментальный завод» автобус пустеет едва ли не на треть. Нет, не в цеха торопится народ с «анализами». В поликлинику № 7 — на раннее свидание с лаборантами, медсестрами и, конечно же, врачами. Кое-кто направляется в стоматологическую поликлинику № 4. Впрочем, зубы пострадали не при посадке людей в транспорт, у кого-то они разболелись еще с вечера.

Ближе к «Речному»
Улица Большевистская в часы пик не песня для водителей, а сплошной стон. Чем ближе к «Речному вокзалу», тем непроходимость транспортных средств разных мастей и калибра все больше и больше. Автобус скорее стоит, чем движется. Народу опять битком набилось на остановках. Вот кто-то падает в обморок от духоты: все печки в салоне пышут жаром «по графику» зимы! В отчаяньи некоторые выходят на улицу, несколько остановок идут пешком и приходят к пункту пересадки раньше, чем туда добираются ехавшие вместе с ними пассажиры!

Дальнейшие транспортные проблемы, которые порой встают на пути после пересадок на «Станции метро «Речной вокзал» и остановке «Магазин «Кристалл», кажутся уже семечками в сравнении с тем, что испытал до этого.

Два из пяти
…Вечер. Все то же самое, что утром, только с другого конца пути — через «Речной» домой. Автобусам и маршруткам трудно разъехаться на узком проезде у посадочной платформы возле метромоста. Почему этот проезд соорудили таким «тощим», непонятно. Что интересно, рядом пустует огромная площадка, отделанная плиткой.

Габаритные автобусы, маневрируя, невзначай «бодают» правой верхней частью кабины небольшой жестяной щит с указанием маршрутов движения по транспортному направлению на педуниверситет: «1100, 1113, 1208, 1232, 1331». На самом деле три из них уже не существуют — это «мертвые души». Остались только два маршрута — 1113 и 1232. А людей на пересадочной площадке — море разливанное: пассажиры возвращаются домой.

Кто ж занесет меня, такого большого, в автобус сегодня? Или придется ждать удачной посадки больше часа, как вчера? Хоть садись на указатель с ложной транспортной информацией и кукуй… Нет, были б крылья — полетел бы к родному гнезду.

КСТАТИ
В начале исчезли автобусные маршруты № 1100 и № 1331 — якобы за их нерентабельностью. А с 22 октября 2012 года был укорочен маршрут № 1208 — он исчез с отрезка пути Речной вокзал — Ключ-Камышенское плато. Как сообщала тогда пресс-служба мэрии, «временная схема вводится для изучения пассажиропотока с целью улучшения транспортного обслуживания и оптимизации муниципальной маршрутной сети города».
Уже 25 октября 2012 года в ходе прямой линии по проблемам пассажирского транспорта Владимир Кривушкин, заместитель начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска, заявил: «1208-й будет продолжать движение в том режиме, по которому принято решение. Маршрут был длинный и проходил через весь город. Сейчас мы разделили его на два, количество машин увеличилось по сравнению с прежним, интервалы не выросли, и, на наш взгляд, оптимальное решение найдено».

Фотографии статьи
Этот щит на «Речном вокзале» — немой укор сокращению автобусных маршрутов