Хозяин неба
Для земляков маршала авиации Александра Покрышкина его имя ассоциируется не только с историей Великой Отечественной войны. Оно гораздо ближе, роднее. Как 70 лет назад, так и сейчас трижды Герой знаком каждому новосибирскому мальчишке.
«Советская Сибирь» раньше писала о Покрышкине не чаще, чем о других фронтовиках-сибиряках. Не в цене было тогда излишнее почитание. Все понимали, что заслуга в Великой Победе принадлежит в равной степени всем советским людям. Однако, перелистывая пожелтевшие подшивки областной газеты, мы нашли удивительные страницы, посвященные Александру Ивановичу, подробности, о которых сейчас мало кто помнит.
Письмо из прошлого
Целую полосу, своего рода попурри из материалов центральных газет и собственных корреспондентов, в 1944 году «Советская Сибирь» посвятила выдающемуся летчику. Повод для гордости был самый что ни на есть значительный: Александр Иванович становится трижды Героем Советского Союза. 20 августа сообщение об этом выходит в «Правде». В новосибирской областной газете — 22 августа.
«Советская Сибирь» публикует обращение к Александру Покрышкину его мамы. Посыл теплых материнских строк был столь глубок и пронзителен, что не оставил равнодушным никого из читателей газеты.
«Дорогой мой Саша! — писала Аксинья Покрышкина. — Сегодня по радио мы услышали, что твои героические подвиги отмечены правительством новой высокой наградой — третьей медалью «Золотая Звезда». От всего материнского сердца поздравляю и обнимаю тебя, дорогой мой сокол! Благодарю тебя за то счастье, которое ты доставляешь всему нашему народу своими боевыми делами, тем, что уничтожаешь нацистских фашистских извергов. Сейчас дома гостит твой младший брат Валентин, который скоро окончит летную школу и будет вместе с тобой сражаться на фронте. Он передает тебе горячий братский привет, поздравления и обещает брать с тебя пример. Я благодарю сегодня того, кто дал тебе крылья, — великого Сталина».
С заводским приветом
Сообщение ТАСС о присвоении звания легендарному земляку обсуждали на заводах. Новосибирцы с интересом читали о победах Покрышкина в газете. Он воплощал чаяния тех, кто воевал в тылу. В ответ на фронтовой героизм земляка-летчика городские рабочие делают двойную и тройную норму у станков. Немало воодушевляет и тот факт, что «Саша Покрышкин — наш, заводской парень, бывший новосибирский слесарь!»
В «Советской Сибири» 22 августа опубликован репортаж из инструментального цеха «Сибметаллстроя». Рассказ заместителя начальника цеха Ломова вдруг уводит в юность Покрышкина. «Это было 12 лет назад. Тогда еще только строился наш завод. Была организована школа фабрично-заводского ученичества, в которой обучалось около двух тысяч молодых людей. Готовили токарей, слесарей, электромонтеров. Здесь я и познакомился с Покрышкиным. Ему, как и мне, было лет семнадцать. Всегда в движении, всегда что-нибудь ищет, обдумывает, прорабатывает, точит, строгает. Саша не любил зря терять время. Он относился с вдохновением и глубоким уважением ко всякому малому и большому делу, — вспоминает Ломов. — Никогда не зазнавался и делился интересными методами, помогал товарищам».
Александр Иванович в юности, судя по рассказам его однокашников журналистам, увлекался лыжами и гимнастикой. Любил читать. «С книжкой его можно было встретить повсюду, даже на спортплощадке», — пишет в 1940-х годах корреспондент газеты «Советская Сибирь» К. Зареская.
Но стать летчиком, овладеть в совершенстве самолетом — это была самая большая мечта Александра Покрышкина. Он ее не скрывал от товарищей по ФЗУ.
— Саша занимался в летной школе Осоавиахима. Летали на У-2, его комсомольцы завода купили на собственные средства, — вспоминает один из участников событий, однокашник Александра Покрышкина.
Хроника одного боя
Дальнейшая судьба Саши — часть нашей общей истории. Он шагнул в небо. И стал его Хозяином. Такое яркое определение летчику дали журналисты «Красной звезды», а точнее однополчане, потому что авторами огневых строк выступали солдаты Великой Отечественной.
«Самолет идет почти на максимальной скорости, — пишет спецкор майор С. Рыбаков. — Покрышкин видит, что за две-три минуты ничто не может подняться за хвостом его машины. Это уже проверено на практике. Покрышкин осматривает воздух. Пусто. Обманчивая тишина! Летчик уверен, что немцы сейчас в районе станции. Чутье истребителя-охотника его еще ни разу не обманывало. Он нажимает кнопку передатчика:
— Наводи в квадрат 105!
Ведомые послушно идут за героем-командиром. Истребители развивают бешеную скорость. Покрышкин любит скорость. «Когда скорость в твоих руках, немец не страшен» — таково правило советского аса».
Вскоре обнаружился враг. Колонну немецких бомбардировщиков, двигавшуюся с запада, сопровождали вражеские истребители.
«Покрышкин врезался в хвост колонны бомбардировщиков и, уклоняясь от огня, дал по тяжелой немецкой машине длинную очередь. Выходя из атаки, он видел, как рухнул на землю бомбардировщик, как заметались «мессершмиты». Выждав время, Покрышкин повел свою четверку в атаку. В пять-шесть секунд он оказался над немцами, врезался в их строй и, подойдя почти вплотную, ударил по вражескому флагману».
Атака Покрышкина была рассчитана гениально просто и точно. Свое летно-тактическое мастерство Александр Иванович неустанно совершенствует. За годы Великой Отечественной войны он вырос от рядового пилота до командира авиасоединения.
«Гвардии полковник Александр Покрышкин заслуженно считается хозяином советского неба», — писал военкор из действующей армии после очередной победы истребителя. Газетные строки в грубом печатном оттиске остались в истории. Пожалуй, более меткого определения легендарному асу не найти.
ФАКТ
Покрышкин увлекся авиацией в возрасте 12 лет, наблюдая в Новосибирске за первыми самолетами