Учить, а не переучивать
В Новосибирской области разрабатывают единую стратегию образования
Пришли ли времена, когда вузам нужно охотиться за будущими студентами с детского сада? Эксперты в области образования пришли к единому мнению относительно ответа на этот вопрос, но призывают не понимать эту фразу слишком буквально. Они указывают на необходимость формирования общей стратегии на всех ступенях образования — от дошкольного до профессионального. Речь об этом шла на круглом столе «О реализации государственной политики в области образования и науки в Новосибирской области».
Приведем простой пример из работы предприятия «Сибит» — основного производителя автоклавного газобетона в регионе. При распространении продукции специалисты завода столкнулись с проблемой некомпетентности кадров. Существует особая технология работы с этим материалом, но профессиональные училища готовят будущих строителей по старым программам. Взаимодействие с рабочими было налажено: на базе профессионального училища № 50 открыли ресурсный центр. «Мы готовы вкладывать и в высшее образование, — говорит коммерческий директор ОАО «ГлавНовосибирскстрой» Марина Давыдова. — Важно, чтобы уже на этапе проектировки объектов учитывались особенности строительных материалов. Мы могли бы устраивать лекции, краткосрочные семинары и даже организовывать производственную практику для студентов».
Стоит отметить, что такой подход к процессу образования по системе «вуз — школа» характерен для бизнеса в целом, а не только строительной сферы. Практически все отрасли уже имеют свои ресурсные центры профессионального обучения. Однако, по словам председателя совета ректоров, ректора НГТУ Николая Пустового, декларируемая заинтересованность должна проявляться в конкретных предложениях. В частности, по новому порядку формирования бюджетных мест в вузах 70 процентов бакалаврских и 30 процентов магистерских программ заказывает регион. Таким образом, появился доступный механизм получать востребованных экономикой специалистов. Но, к сожалению, представители рыночных структур пока не озвучили свои пожелания.
Николай Васильевич отмечает, что все участники образовательного и производственного процессов ушли от взаимных претензий и ищут пути для конструктивного диалога. Причем взаимодействие не обязательно должно идти по цепочке ступеней, вполне возможны и даже необходимы контакты школ и производственных площадок. Эта традиция возрождается в виде политехнических и аграрных школ. Там предлагают обучающие курсы, направленные на получение профессиональных навыков.
Тем не менее педагоги уверены, что начинать образование в инновационном русле нужно с детского сада. «Обучение с помощью современных устройств типа интерактивных досок не лишает ребятишек детства, — уверена председатель управляющего совета гимназии № 1 Раиса Салмина. — С тем, что у дошкольника нужно развивать только музыкальные или спортивные способности, я как математик по образованию абсолютно не согласна».
Частные мнения экспертов и решение конкретных проблем постепенно складываются в общую стратегию развития образования, необходимость разработки которой предлагается обсудить на форуме «Социально-экономическое партнерство — 2013».