Такое членство товариществу не по карману
Институт саморегулирования может оказаться неподъемным испытанием для ТСЖ, считают региональные парламентарии
Готовящиеся поправки в Жилищный кодекс РФ, по мнению членов комитета Законодательного собрания области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, могут привести к ликвидации товариществ собственников жилья.
Так, согласно предложенным поправкам, товарищества собственников жилья наряду с управляющими компаниями обязаны вступить в саморегулируемую организацию (СРО), выплачивая при этом немалый вступительный взнос. В противном случае они будут лишены права управлять домами.
Аршином общим не измерить
Обсуждение предложенных поправок состоялось на заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам. На заседании присутствовали общественники, руководители ТСЖ, старшие домов. Такой выбор не случаен.
— Вступление ТСЖ в саморегулируемые организации — вопрос очень актуальный, — отметил Евгений Покровский, первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области. — Поэтому на заседании комитета присутствуют люди, которые хорошо понимают эти вопросы и ставят их перед депутатами.
В ходе обсуждения председатель правления Ассоциации содействия эффективному управлению жилым фондом «Управдом» Артём Демченко отметил: приравнивать некоммерческие организации к коммерческим и «загонять» ТСЖ в СРО вряд ли справедливо. В соответствии с грядущими новациями, и УК, и ТСЖ при вступлении в СРО должны будут вносить единовременный вступительный взнос — 100 тысяч рублей. Размер вступительных одинаков для всех: и для организации, управляющей мощным жилкомплексом, и для товарищества, созданного жильцами ветхой пятиэтажки. Если управляющая компания, обслуживающая несколько домов одновременно, соберет деньги на «входной билет» без особых проблем, для ТСЖ, управляющего одним домом, сбор средств окажется неподъемной задачей. В любом случае вступительный взнос обернется дополнительными тратами для жителей многоквартирных домов, которые вынуждены будут либо выплатить деньги, либо отказаться от такой формы управления, как ТСЖ.
Контролировать. Но какой ценой?
В пылу дискуссии законодатели упомянули о том, что нужно провести мониторинг и выяснить: какая из форм управления более эффективна — УК или ТСЖ? Ведь, рассуждая о необходимости стимулировать активность собственников, нельзя забывать, что встречаются и недобросовестные товарищества, деятельность которых сводится фактически к сбору денег с граждан. Поэтому работу «товарищей», так же как и коммунальщиков, необходимо контролировать. В этом случае, как значится в поправках в Жилищный кодекс, с помощью СРО. И все-таки чинить препятствия активным собственникам, желающим создать товарищество, недопустимо.
Широкий общественный резонанс проблемы побудил депутатов составить обращение к председателю Государственной думы РФ Сергею Нарышкину, касающееся поправок к проекту федерального закона № 623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (о саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами). Парламентарии предложили внести изменения в поправки к законопроекту, установив добровольное членство для ТСЖ. Размер вступительного взноса для ТСЖ должен определяться пропорционально общей площади, находящейся в управлении товарищества. За эти изменения депутаты проголосовали единогласно и приняли решение вынести проект обращения на рассмотрение очередной сессии Заксобрания.
Мнение депутатов поддержал и глава регионального минстроя. Денис Вершинин пояснил, какие преимущества и гарантии дает жителю многоквартирного дома — потребителю коммунальных услуг — вступление управляющей компании или ТСЖ в саморегулируемую организацию. Если, например, встает вопрос о выборе управляющей организации, устав СРО может стать источником дополнительных сведений об УК, предлагающей свои услуги. Стоит учесть также, что требования, предъявляемые СРО, могут быть выше, чем требования федерального законодательства, а значит — качество услуг компании, члена СРО, должно соответствовать заявленному уровню.
ДОСЛОВНО
Андрей ПАНФЁРОВ, заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам:
— Не так давно мы приняли закон о создании областной жилищной инспекции, которая будет рассматривать вопросы взаимоотношений между управляющими компаниями и потребителями. Сейчас изучается вопрос о создании СРО в сфере ЖКХ. Нужен реально действующий механизм, позволяющий в случае необходимости поменять управляющую компанию или заставить ее выполнять взятые обязательства. Принимаемые нами обращения направлены на то, чтобы заставить работать те организации, которые обеспечивают деятельность жилищно-коммунального хозяйства.