Атаманский спас
Хранить традиции, воспитывать «племя младое» в любви к родной истории — одна из главных задач сибирского казачества
Можем ли мы восстановить неустойчивые или вовсе прерванные семейные связи? Повернуть интересы правнуков к нуждам прадедов? Восполнить пробелы воспитания в неполных семьях? Над этими непростыми вопросами размышляет Валерий СЛИЗОВ — почетный казак, первый атаман историко-просветительского центра казачества при музее гарнизонного Дома офицеров города Новосибирска, руководитель дуэта «Познание», исполняющего старинные сибирские, казачьи и авторские песни.
— Мы много говорим о патриотизме, о том, как нужно воспитывать будущих защитников и солдат. Но, случается, задаешь мальчишке вопрос: «Кого бы ты стал защищать?» — и в лучшем случае слышишь: «Маму, бабушку». Пробуешь копнуть глубже, интересуешься: «Скажи, кто у твоей бабушки мама, папа?» В ответ — молчание…
Впрочем, откуда юному созданию знать, кто в его роду есть кто, если даже родители порой затрудняются назвать имена прадедушек и прабабушек, запечатленных на старинных черно-белых фотографиях?
Наверное, мы должны помнить не только такие грандиозные исторические вехи, как Великая Отечественная война или Бородинское сражение. Мы должны знать историю малой родины и воспитывать ребятишек так, чтобы каждый с гордостью мог сказать: «У меня есть родной район, у меня есть любимый город, у меня есть Россия. Я — защитник страны».
Всех учили, все учились...
— Как, на ваш взгляд, сделать уроки мужества и патриотизма для ребятишек более убедительными и живыми?
— Думаю, нужно обратиться к опыту поколений и посмотреть, как воспитывали молодежь в русских семьях. Нужно понять главное: служение Родине начинается с послушания отцу, матери, учителю.
Основной принцип, по которому строилась казачья жизнь, можно выразить так: всех учили и все учились. Слово старшего человека было высшим авторитетом. Если, к примеру, шестидесятилетний старейшина говорил, пятидесятилетний казак не имел права перебить более мудрого товарища — почтительно слушал, впитывая каждое слово. Эта традиция передавалась из поколения в поколение.
— Говорят, дефицит мужского воспитания идет от 40-х годов ХХ столетия, когда целое поколение не вернулось с войны. В вашем детстве были такие пробелы?
— Мой отец пропал без вести в Закарпатье, но с фронта пришли три дядьки и взяли надо мною шефство. До сих пор вспоминаю уроки, которые получил в юности, хотя некоторые из них смахивают на анекдот. Знаете, как меня отучили курить? Очень просто. Как-то раз мы с моим другом Борькой, будучи шпанюками-второклассниками, забрались в укромное место, нашли «охмарик», бычок, и решили закурить. Дым из носа, дым из глаз… Чихаем, кашляем — «курим». Вдруг под пологом, где мы прятались, появляется рука и за ухо вытаскивает меня на свет божий. Случайный прохожий отвел нас домой, рассказал родителям, что вытворяют их сокровища, и дома мне так ввалили, что… до сих пор не курю! Да, в те годы не было безразличия, и люди по-другому относились к воспитанию детей — не допускали разнузданности, не потакали капризам. А патриотизму мы учились на примере наших отцов и братьев, на их рассказах.
— Что подтолкнуло вас к исследованию семейной истории?
— Однажды я обнаружил реликвии, которые хранились у двоюродного брата: Георгиевский крест, полученный кем-то из предков за Порт-Артур, и нательный воинский крестик. Эта находка и подвигла меня на изучение нашего казачьего рода-племени. Кстати, с воинским крестом связана удивительная история. Когда сын моего товарища улетал в Чечню, я отдал эту реликвию ему, а спустя год молодой человек вернулся домой живой, невредимый и рассказал, как ему, буквально чудом, удалось избежать беды. Случилось так, что вертолету, на котором летели солдаты, серьезно повредило хвост. Однако ребятам удалось приземлиться, взрыва не произошло, и все остались живы. Кто знает? Может быть, это родословный крест молитвами наших отцов и дедов уберег солдат? Для того чтобы мы наконец задумались, как это важно — восстановить родственные связи. Вернуть доверие, которое, к сожалению, утрачено.
Песня казаку подмога
— Как возник авторский дуэт «Познание», которым вы руководите?
— В свое время я возглавлял историко-просветительский центр «Казачество» — уникальный коллектив, куда входят поэты, художники, писатели, военные. Одно из направлений нашей работы — воспитание молодых людей в лучших традициях казачества, подготовка к службе в армии. Вместе с Владимиром Войтовым мы создали дуэт «Познание» и вот уже семь лет трудимся верой-правдой — выступаем в разных уголках области.
— Судя по реакции слушателей, песня «зажигает» больше, чем лекции на исторические темы?
— Конечно! Тем более что у нас с Владимиром Васильевичем есть неутомимый молодой помощник — гитара. Я мечтал освоить гитару еще в молодости, но все как-то не складывалось. Лишь выйдя на пенсию, взял в руки этот инструмент и за короткий срок выучился на нем играть. Гитара — магнит, силу которого чувствует каждый. Гитара помогает нам сблизиться с молодежью.
Кстати, мы с Владимиром Войтовым не только поем. Мы рассказываем о нравах и обычаях казачества, о том, как строились отношения родителей и детей, девушек и юношей.
— В самом деле — как? Чем воспитание в казачьей семье отличалось от той модели, которую мы знаем и применяем сегодня?
— Отличалось как небо и земля. Во-первых, воспитание юноши-воина доверяли не отцу, а крестному. Почему? Потому что отец всегда готов пожалеть свое дитя, дать поблажку, а казак — он в первую голову воин. И чтобы воспитать воина, нужен особый подход. Нужен требовательный, беспристрастный взгляд человека, который несет ответственность за крестника перед Богом и людьми. Выступая в воинских частях, я рассказываю солдатам об этом.
Дед мальчишку не подставит
— Еще несколько лет назад армию захлестывало такое явление, как дедовщина. Было ли что-то подобное в казачьих войсках?
— Наверное, корни дедовщины надо искать в уголовном мире, но мало кто знает, что само это слово пришло к нам из традиций казачества. Что такое дедовщина в казачестве? Прежде всего — ответственность. Желание прикрыть голову казачонка. «Деды», старшие товарищи обучали новобранцев и спасали даже ценой собственных жизней. Не подставляли мальчишек, не забрасывали на передовую — в горячую точку, в мясорубку, а как раз наоборот — берегли, давали возможность войти в возраст, набраться опыта. Одна из главных задач атамана — продумать все так, чтобы как можно больше казаков осталось в живых.
— Каким образом определялись обязанности старших и младших?
— Есть такое понятие — Казачий Спас. Это вековые наработки, некий свод правил, определяющий, как должны строиться взаимоотношения между ребенком и родителем, девушкой и юношей. Ключ от этой сокровищницы хранили «темники». Люди, погруженные в тему, передающие знания воспитателям.
— Бытует мнение, что правила и уставы не более чем формальности, которые только усложняют жизнь, расхолаживают отношения. Не секрет, например, что молодые люди сегодня даже брачные отношения узаконивать не спешат: как говорится, штамп в паспорте любви не прибавит…
— Да, казалось бы, без штампов и формальностей проще. Но почему же тогда семейные радости часто заканчиваются, не успев начаться? Если зашел разговор о сватовстве, представим такую ситуацию: молодые люди, казак и казачка, готовятся сочетаться браком, и вдруг — всполох. Станица поднимается на военные действия. Но свадьба не отменяется! Венчание будет обязательно. Спрашивается: каким образом? Если жених за тысячу километров, а поезда нет и на лошади не доскачешь... Оказывается, в таких случаях невеста шла под венец с головным убором жениха и после совершения таинства не просто должна, но обязана была жить в семье мужа. Причем это была не какая-нибудь формальность, все воспринималось очень серьезно. Казак служил и знал — дома его ждет не невеста уже, а молодая жена, и это ожидание, забота друг о друге становились прочным фундаментом на долгие годы.
В общем, если мы не хотим потерять еще одно поколение, нам нужно приобщать ребятишек к народным традициям — в семьях, в школах, в творческих коллективах.
— Укрепление здоровья в военно-спортивных казачьих лагерях — это ведь не единственная их функция?
— Разумеется. Насколько я знаю, за основу жизни здесь берется духовная составляющая. В полевой обстановке палаточного городка времени на безделье просто не остается: ребята учатся боевым упражнениям, ориентировке на местности, верховой езде. Во время вечерних молитв каждый малец просит прощения у своих товарищей за вольные и невольные обиды — очищает душу.
Интересно наблюдать, когда по выходным в лагерь приезжают мамы и папы. Все, от мала до велика, родители и детишки, надевают народные одежды и готовятся к вечерке. Рассказать об этом сложно, однако, если понаблюдать вживую, зрелище потрясающее, просто фантастическое! Вот пример того, как народные традиции объединяют самых разных людей, не похожих друг на друга. Почему? Потому что традиции — нравственная база, формирующая характер, помогающая становиться духовно здоровыми людьми.
ФАКТ
Сибирские казаки, или Сибирское казачье войско, — иррегулярное войско в XVII — XX веках. Ведет начало с 6 (19) декабря 1582 года — того дня, когда Иван Грозный в награду за взятие Сибирского ханства дал дружине Ермака наименование «Царская служилая рать». Тем самым было образовано третье по старшинству казачье войско России, после Донского и Терского.