USD 101.6797 EUR 106.1028
 

Вечной ночи вопреки

Инна ВОЛОШИНА
Владимир Елфимов с дочерью и внуком. Фото Аркадия УВАРОВА
Владимир Елфимов с дочерью и внуком. Фото Аркадия УВАРОВА

Слепота и глухота не мешают Владимиру Елфимову радоваться жизни

Как часто мы жалуемся на судьбу, причем по таким поводам, которые самим же потом кажутся смешными: бросил любимый человек, не дали премию, не получилось поехать в отпуск или купить автомобиль… И лишь когда случается серьезная беда, приходит понимание, насколько ценна сама жизнь. Новосибирец Владимир ЕЛФИМОВ, страдающий редким заболеванием — синдромом Ушера, не слышит с детства, а с 35 лет он начал терять зрение и сейчас ничего не видит. Как жить человеку, погруженному в вечную тишину и темноту? Или, как в случае Владимира, в белый туман… И тем не менее Владимир Елфимов находит в себе силы жить и радоваться жизни, да еще и помогать другим.

«Я хотел быть как все»
— Владимир Павлович, расскажите немного о себе. Где вы родились, кто были ваши родители?

— Я появился на свет в небольшом поселке Заречном, что под городом Салаиром в Кемеровской области. Мои родители были глухими, к тому же у отца были проблемы со зрением — он страдал синдромом Ушера, который унаследовал и я. Из-за глухоты я попал в школу-интернат в селе Берёзово, в 22-х километрах от Кемерово. Я пробыл там с семи до пятнадцати лет, и это было самое лучшее время моего детства. После окончания восьми классов поехал учиться в Новосибирск и так привык к этому городу, что решил в нем остаться. Пошел работать на объединение «Сибсельмаш». Несмотря на слабое зрение, проработал два года в литейном цехе. Просто я был не согласен со своей участью и хотел быть как все…

Я работал и жил как обычный зрячий глухой человек. Но я не знал, что такое синдром Ушера и что в будущем меня ждут проблемы со зрением. Никто не объяснил мне этого. Однако с каждым годом положение усугублялось. Например, работая на заводе, я практически не видел в темноте. Не могу описать, насколько сложно мне было идти домой или на работу в темное время суток. Риск был огромный, но Господь уберег меня. Да и друзья помогали. Я успел поработать на разных предприятиях, и везде у меня были теплые отношения с окружающими меня здоровыми людьми...

— Значит, у вас были хорошие друзья…

— В молодости я был обычным парнем, достаточно компанейским, и меня окружало много приятелей. Тогда я думал, что это друзья. Но когда я ушел из мира зрячих, вокруг меня вдруг образовалась пустота. Утрата зрения страшна сама по себе, и любое проявление равнодушия, а тем более предательство, может сломить человека. А мои «друзья» разбежались от меня, как от прокаженного... Это было тяжелым ударом. Мне и сейчас больно вспоминать тот страшный период. Но несколько человек остались рядом несмотря ни на что. Мы и сейчас дружим, хотя живем далеко друг от друга. А главную поддержку я получил и продолжаю получать от моей супруги Елены. Она помогла мне пережить утрату зрения. В последнее время появилось много новых друзей, и не только в Новосибирске, но и в других городах России. Я посещаю церковь глухих «Ковчег», общаюсь со многими прихожанами, мы стараемся помочь друг другу хотя бы советом.

— Несмотря на недуг, вы ведете свою страничку в Интернете. Что это дает вам?

— Еще будучи слабовидящим, я осознал, что могу потерять самостоятельный контакт с миром, и стал искать новые способы общения. Прочитал много о чудо-компьютерах и решил искать спонсоров, которые помогли бы мне приобрести брайлевский дисплей. Повезло: вскоре нашелся добрый человек, к сожалению, ныне покойный, Шерстобитов Николай Алексеевич, который подарил мне обычный старый компьютер и взял надо мной шефство. Но компьютер мне пришлось осваивать самостоятельно, по книгам и по интуиции — никто не знал, как учить слепоглухого. Очень помогли мне в областной библиотеке для незрячих, где директором Юрий Юрьевич Лесневский. Когда я практически потерял возможность читать текст на мониторе, мне дали брайлевский дисплей, который снова открыл мне доступ к информационным ресурсам Интернета. А позже посодействовали, чтобы при помощи министерства социального развития Новосибирской области для меня приобрели более современный дисплей. Сам бы я никогда не смог его купить, он очень дорого стоит. Скажу откровенно — без поддержки неравнодушных людей очень сложно перебороть судьбу.

Во Всемирной паутине нашел виртуальных друзей и, что особенно важно, советчиков и учителей. О слепоглухих практически не было информации, поэтому я решил создать свою страничку и рассказать о себе. Но самое главное — хотелось привлечь к проблеме синдрома Ушера внимание людей. Эта страничка стала ориентиром для таких же, как я, слепоглухих. Стал получать много вопросов о синдроме Ушера, на которые старался отвечать как можно более подробно. Вопросы иногда приходят и теперь, через 10 лет после открытия этой странички.

Обыкновенное чудо
— У вас замечательная семья. Расскажите о ней.

— Действительно, у меня прекрасная семья! С женой мы познакомились не совсем обычным образом. Как я уже говорил, после восьмилетки учился в интернате в Новосибирске. Там же училась моя младшая сестра Галина, в одной комнате с ней жила девочка Лена. Я часто видел ее и запомнил, особенно родинку на правой щеке. Много позже, когда уже работал на радиозаводе в Бердске, мне приснилась девушка с родинкой. Но я никак не мог вспомнить, кто она такая. А потом случилось чудо — в гостях неожиданно встретил Лену и понял, что нашел главное счастье в жизни. Через полмесяца мы пошли в ЗАГС.

У нас родились две дочери. Вырастить их было нелегко. Здоровым девочкам не положены льготы и пенсии, а какой доход у двух инвалидов… Ну, это отдельный разговор. Несмотря на все трудности, мы смогли дать им высшее образование. Одна из них замужем, у нее полуторагодовалый сынишка — наш внук Даниил. Он еще не все говорит, но уже учится общаться жестами. Малыш очень любит бабушку, а мне с ним пока трудно находить общий язык. Да ничего, он скоро подрастет. А вообще, во всех сложных ситуациях нас всегда выручает взаимное терпение и полное взаимопонимание.

— Есть ли традиции у вашей семьи?

— Главная традиция — это взаимная любовь, а бытовые трудности быстро забываются.

Суть жизни
— Как вы отмечаете Новый год?

— Мы с женой — интернатские, поэтому к Новому году у нас отношение особое. Считаем, что отмечать его надо только с семьей, чтобы была елка и карнавал. Когда я приезжал домой на каникулы, то всегда видел в доме наряженную елку. И в интернате всегда справляли этот праздник. Поэтому мы с первых лет супружеской жизни ставили елочку и украшали ее. Когда подросли дочери, стали делать маскарадные костюмы и наряжаться в них. Правда, в последнее время мы немного разленились и обходились без елки, но в этом году возродили эту традицию, ведь у нас появился внук. Любим мы и новогоднее застолье. На столе обязательно салат оливье и селедка под шубой, а также фрукты. Остальное — по-разному, но всегда очень вкусно!

— Самый главный вопрос: как вам удается не терять бодрости, оптимизма и жить полноценной насыщенной жизнью? В чем ваш секрет?

— Я думаю, дело в том, что мне повезло понять суть жизни. Мне кажется, она кроется в народной мудрости, что счастье каждого — в его руках. Примером для меня всегда был отец, который не видел, не слышал и был к тому же неграмотным. Но у него были острый ум и золотые руки: он вслепую мог делать такое, что многим зрячим не под силу. И этим отец снискал огромное уважение людей. Его знали и ценили не только в деревне, но и во всей округе. Я не стыдился своего недуга, старался по возможности быть полезным людям. Быть нужным людям, хотя бы своей семье — в этом главный секрет оптимизма и полноценной жизни. Как бы ни было трудно, но надо жить с людьми, а не замыкаться в себе, не оставаться наедине со своей бедой.

— Чтобы вы хотели пожелать людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию?

— Пусть не опускают руки, в критический момент важно успокоиться, осмотреться и понять, что можно изменить. Не надо бояться идти к людям за советом и поддержкой! Они поймут и помогут. А еще я хочу пожелать всем счастья, здоровья и любви. Пусть вокруг будет доброжелательный мир!

Фотографии статьи
Компьютер пришлось осваивать самостоятельно по книгам и по интуиции — никто не знал, как учить слепоглухого. Фото Аркадия УВАРОВА
Владимир Елфимов с дочерью и внуком. Фото Аркадия УВАРОВА
Компьютер пришлось осваивать самостоятельно по книгам и по интуиции — никто не знал, как учить слепоглухого. Фото Аркадия УВАРОВА