Дорогой дальнею, дорогой зимнею
К мониторингу состояния дорог привлекут дальнобойщиков
В разгар морозов в международном выставочном комплексе «Новосибирск Экспоцентр» обсудили прогрессивные технологии зимнего содержания автомобильных дорог общего пользования. На конференции собрались представители подрядных организаций и дорожных управлений разного уровня, депутаты и преподаватели транспортных вузов.
Скорость превыше всего
Порою неожиданные решения предлагают специалисты. Например, чтобы повысить качество и безопасность российских дорог, решено наладить и развивать работу с дальнобойщиками. Ведь они, как известно, постоянно в пути и могут не только оперативно сообщить о возникновении проблемы, но и адекватно, профессиональным взглядом оценить ситуацию. Более того, как заверил начальник Управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Игорь Астахов, это взаимодействие будет двусторонним.
— Нам также важно и свою информацию доносить до них, чтобы правильно организовать движение на дороге, — сказал Игорь Георгиевич.
Другая новинка (на этот раз техническая), которая позволит оперативно получать информацию о состоянии даже отдаленных от населенных пунктов дорог, — автоматическая дорожная метеорологическая станция (АДМС). Она представляет собой комплект датчиков, расположенных непосредственно у дороги и предназначенных для сбора метеорологических и дорожных данных и передачи их в центр сбора, обработки и хранения. Все измерения метеорологических и дорожных параметров выполняются автоматически. Как уверил заместитель начальника ФКУ «Сибуправтодор» Дмитрий Батурин, к 2014 году на дорогах Сибирского федерального округа должна быть развернута обширная сеть АДМС.
Солеными дорогами
На конференции говорили в основном о новых технологиях зимнего содержания. В частности, все более очевидным становится отказ от песчано-соляной смеси и переход на чистые хлориды (то есть соль). Это снизит бюджетные затраты и сделает зимние дороги чище: чистая соль грязи не дает. При этом количество соли для обработки дорог увеличено не будет. Технология до гениального проста, но для нашего региона это диковинка, поскольку до сих пор не было соответствующего оборудования. Сегодня в Новосибирской области появилось сразу десять комплексных дорожных машин на базе Scania с навесным оборудованием, которые будут дозированно разбрасывать на дорогу влажную соль. Этот момент очень важен: если использовать сухую соль, первый же грузовик сметёт до 30 процентов соли и эффекта не будет.
— Значительный интерес также представляют станции для приготовления противогололедных рассолов, — сказал председатель совета директоров ОАО «Новосибирскавтодор» Дмитрий Пингасов. — Нашей организацией приобретены пять таких станций. Их основным преимуществом является высокая мобильность: рассол производится в месте потребления. Это позволит компании не «обрастать» новой недвижимостью по мере изменения сети обслуживаемых дорог, а оперативно разворачивать в месте, оптимальном с точки зрения исполнения договорных обязательств, производственную базу.
Третьи по России
Кстати, на конференции было озвучено, что состояние дорог в Сибирском федеральном округе и Новосибирской области в частности дает нам право если не гордиться, то уж во всяком случае опасений не вызывает. Согласно данным ежегодной диагностики, проводимой Росавтодором, процент соответствия нормативу от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения у нас выше среднего по России и находится на третьем месте после Северо-Западного и Центрального федеральных округов. Кроме того, есть все предпосылки улучшить ситуацию: если в 2012 году на содержание дорог по всей Новосибирской области был направлен 1 миллиард 400 миллионов рублей, то в 2013 году эту сумму планируется существенно увеличить. Положительная динамика наблюдается и в остальной России. До сих пор на дорожное хозяйство выделялись суммы, не покрывающие необходимые расходы, однако к 2014 году кривые требуемого и фактического финансирования должны сойтись.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Василий ЮРЧЕНКО, губернатор Новосибирской области:
— Автомобильная сеть в нашем регионе одна из самых протяженных: 820 километров федеральных дорог, более 14 тысяч — региональных и около 11 тысяч — муниципальных дорог. Все это необходимо содержать на высоком уровне, чтобы обеспечивать безопасность и максимально реализовать конкурентные преимущества нашей области. Для этих целей мы приняли долгосрочную целевую программу развития автомобильных дорог на пятилетний период, где заданы четкие целевые показатели. Сегодня одна из важных задач — синхронизировать действия власти и всех дорожных организаций. Новосибирская область и Новосибирск должны стать крупным транспортным центром. Президент России Владимир Путин одобрил предложение сделать Новосибирск центром евро-азиатского сотрудничества. Для этого у нас есть все возможности.