USD 101.6797 EUR 106.1028
 

Журналистика и чувство реальности

Татьяна РЕШКЕ
Главное — найти своего издателя и своего читателя, говорит  Анатолий Строев. Фото Татьяны РЕШКЕ
Главное — найти своего издателя и своего читателя, говорит Анатолий Строев. Фото Татьяны РЕШКЕ

О природе четвертой власти и профессиональном журналистском принципе «не навреди» размышляют представители сибирских массмедиа

Сколько реальной власти умещается на кончике журналистского пера? Ровно столько, сколько вкладывает автор статьи. Насколько современная пресса зависима и от кого? О главных принципах профессиональной деятельности размышляли участники I съезда журналистов Сибири, состоявшегося в Белокурихе.

Зачем в принципе журналистам съезды? Неужели они не устали от бесконечных форумов, конференций и слетов, которые приходится освещать в процессе работы? Но съезд журналистов совсем не похож на программное мероприятие. Скучных докладов никто не готовит, в живом дискуссионном формате друг с другом говорят молодые перья и мастера. Для одних это профессиональная школа, для других — возможность обсудить цеховые проблемы. Впервые слетевшись со всей Сибири, коллеги делились впечатлениями и опытом.

Делегаты из Омска, Томска, Алтая, Новосибирска и других регионов дискутировали, в частности, о том, чем аукнется введение предварительной цензуры. Леонид Речинский, секретарь Союза журналистов России, отметил, что главная цель живого общения — солидарность, ведь в одиночку гораздо труднее жить и бороться, защищая интересы общества и отдельных его членов. Между тем ситуации, когда требуется замолвить слово, — не редкость.

Кто защитит фермера?
Изобилие на рынке массмедиа средств массовой информации, готовых платить авторам за информацию негативного толка, объясняет стремительное «желтение» армии журналистов. Здесь ключевое слово — не всегда, но часто — деньги, а не свобода слова. Но так же верно, что каждый автор может найти «свое» издание (газету, журнал или сайт), которое позволит ему расцвести в творческом смысле. Наверное, то же самое можно посоветовать и читателю — из множества изданий выбрать именно то СМИ, которому можно доверять.

Кто же более ценен в глазах потребителя информации? Рыночные, коммерческие СМИ, пребывающие, как говорится, в свободном плавании, или государственная пресса, получающая дотации из бюджета?

— Рыночные средства массовой информации могут давать более отстраненную, более независимую оценку событиям, — говорит председатель Новосибирской областной организации Союза журналистов России Андрей Челноков. — Хотя не будем забывать, что рыночные издания зависят от рекламодателя и не являются в полной мере свободными. Что же касается проблем так называемого маленького человека, на мой взгляд, они более интересны именно дотационной прессе. В качестве примера я бы привел газету Каргатского района «За изобилие». Эта газета отстояла фермера, который вступил в схватку с грабителями и защитил семью. Парню грозила тюрьма, но редакция сумела повлиять на общественное мнение и убедить людей, что ситуация неоднозначна.

Спросить и проверить
Такие примеры свидетельствуют, что журналистское слово не утратило своей силы. Правда, для того чтобы помогать читателям, напоминает один из делегатов съезда Анатолий Строев, представители четвертой власти должны быть и суперюристами — благо, сегодня журналисты вооружены ресурсами сети Интернет...

Кстати, Интернет — не только хороший помощник, но и опасная стезя, ступив на которую, легко утратить чувство реальности. Ведь автор, сбрасывая на сайты материал за материалом, замыкается в собственном «я» и теряет простой журналистский навык: прийти и увидеть, прийти и проверить, прийти и спросить. Без этого навыка легко скатиться к безответственности — забыть, что слово может не только лечить, но и калечить. Что главная журналистская заповедь звучит примерно так же, как девиз наследников Гиппократа: не навреди.

Из журналистского блокнота
Как рождаются сюжеты журналистских статей и репортажей? Из повседневности. Шел на работу — что-то увидел, обо что-то «споткнулся». Пообщался с попутчиком — взял историю на карандаш. Получил письмо от читателя — увидел предмет для размышлений. У каждого профессионала, конечно, есть свои рецепты. Свои секреты, помогающие находить информационные поводы и налаживать контакты.

Верный помощник пишущего человека — интуиция, которая помогает «разруливать» даже самые проблемные ситуации. Отправляясь на журналистское расследование, полезно иногда взять с собой книгу: кто-то выберет детектив, а кто-то — стихи любимого классика… Хотя, казалось бы, зачем — стихи, если тема редакционного задания отнюдь не поэтическая? Очень даже «зачем». И морфлотские воспоминания бывалого журналиста Анатолия Строева — хороший тому пример.

— Готовясь ко встрече с моряками, — рассказывает он, — захватил в дорогу томик Симонова — стихи о войне, о мужестве. В конце концов, что мы помним, кроме «жди меня, и я вернусь»? Прочитал сборник, нашел много стихов, о которых раньше не слышал. На встрече же некий морской волк, находясь под градусом, выдвинул ультиматум: либо угадаешь, чьи стихи сейчас продекламирую, либо… (и здесь собеседник продемонстрировал пару кулаков, напоминающих гири). Что было делать? Пришлось согласиться. Представьте мое удивление, когда он начал читать именно те стихотворения, с которыми я познакомился в дороге. Я выслушал и сказал: «Ну конечно — Симонов! Как можно не узнать такого поэта?»
Повод для конфликта был исчерпан, а вывод сделан такой: интуиция и знание облегчают понимание.

ФАКТ
Участниками I съезда журналистов Сибирского федерального округа стали представители средств массовой информации двенадцати регионов Сибири, а также гости из Финляндии, Латвии, Азербайджана, Казахстана. Делегаты съезда озвучили идею создания Международной федерации региональной прессы — своего рода профсоюза для СМИ. Сибиряки сформулировали также пожелания к делегатам всероссийского съезда журналистов: в частности, напомнили, что назрела необходимость принять на уровне Госдумы закон о профессиональном и социальном статусе представителя СМИ.