Где на Руси жить хорошо?
Сибирский климат противопоказан 30 процентам населения
Как говорится, на вкус все фломастеры разные. Одни приходят в восторг от сибирских морозов, другим милее питерские туманы, а третьи не представляют себе жизни без моря и цветения магнолий. Благо страна наша большая. Но вот насколько полезен для здоровья тот или иной климат?
Длинный рубль уже не манит
Вопрос далеко не праздный. Очень часто бывает, что человек, переехавший на достаточно длительное время в другой регион, начинает чувствовать себя плохо, к нему буквально липнут всевозможные болячки, хотя до этого ничего подобного не наблюдалось. И отнюдь не всегда это происходит при переезде в более суровые края: бывает и так, что человек попадает из Сибири на юг России и начинает болеть. Никакое лечение не помогает. «Не тот климат», — пожимают плечами врачи и советуют переехать в другое место.
Действительно, человеческий организм — очень сложная система, и его нормальное функционирование зависит от множества факторов.
— Если говорить о нашем регионе, то есть о Западной Сибири, то хочу отметить, что климат у нас достаточно жесткий, — говорит доктор медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории механизмов дизадаптации Научного центра клинической и экспериментальной медицины СО РАМН Вячеслав ХАСНУЛИН. — Недаром еще в царские времена Сибирь, что Западная, что Восточная, служила местом ссылки государственных преступников. Большая часть территории Сибири характеризуется дискомфортными, а то и экстремальными климатическими условиями.
С этим утверждением трудно спорить. Даже у нас, в Новосибирской области, климат которой считается по сибирским меркам относительно мягким, никого не удивляют тридцатиградусные морозы в ноябре и снег в июне. Не говоря уже о том, что снежный покров держится у нас как минимум пять месяцев в году. Добавим к этому недостаточное количество солнечного света в холодное время года. К тому же большая часть территории Новосибирска расположена на массиве глубинных изверженных пород — гранитном батолите (именно поэтому первый железнодорожный мост построили здесь, а не в каком-то другом месте), что дает несколько повышенный радиационный фон. Кроме того, есть негативные техногенные и даже социальные факторы: если раньше в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока люди ехали в основном за «длинным рублем», то теперь этот мотив отсутствует — зарплаты тут такие же, как везде. А вот жизнь зачастую сложнее и дороже.
— В свое время мы проводили масштабные исследования, целью которых было выяснить, как влияет суровый климат на здоровье человека. И в числе прочего сравнивали показатели смертности в трудоспособном возрасте (17 — 59 лет) для всех регионов России, — рассказывает Вячеслав Хаснулин. — Почему мы сравнивали именно этот показатель? Дело в том, что до 60 лет человек вообще не должен умирать от болезней. Так вот, как и мы и ожидали, ниже всего этот показатель оказался на юге страны, а именно — в Ставропольском и Краснодарском краях, а также в Поволжье. Там смертность составляет шесть человек на тысячу людей трудоспособного возраста. Для регионов Западной Сибири этот показатель на 20 — 30 % выше. И чем дальше на восток, тем хуже: в Туве, например, смертность в трудоспособном возрасте на 70 % превышает средние показатели. Более того, есть такие регионы, где до старости доживают и вовсе единицы. Во всем мире прекрасно это понимают и не строят большие города за полярным кругом, а имеющиеся северные территории осваивают больше вахтовым методом.
Греться… на Шпицберген!
Причем сама по себе высокая широта не является фактором риска. В странах Скандинавии, например, климат достаточно мягкий — их согревает теплое течение Гольфстрим. И даже у нас в Мурманске, который расположен намного севернее Новосибирска — на 69-й параллели, температура зимой редко опускается ниже 5 — 10 градусов. По нашим понятиям — курорт! На полярном архипелаге Шпицберген примерно такой же климат. Но в континентальной Сибири, увы, отсутствуют моря и теплые течения…
По словам Вячеслава Хаснулина, примерно 30 процентов населения имеет мощные адаптивные ресурсы в организме, и даже в самом экстремальном климате эти счастливчики чувствуют себя достаточно комфортно. Еще примерно 40 процентов обладают этими ресурсами в меньшей степени, но все же как-то справляются. А вот оставшимся 30 процентам сибирский климат противопоказан категорически. Чтобы жить полноценной жизнью и не болеть, им остается только одно — переезжать. Но и тут возникает вопрос: куда именно? Казалось бы, ответ прост: туда, где теплее, где лето дольше и солнца больше. Но не все так однозначно.
— Как известно, в Советском Союзе существовала программа, согласно которой человек, проработавший всю жизнь на Севере, имел право к пенсии переселиться вместе с семьей на юг, где ему предоставляли жилье, — вспоминает Вячеслав Хаснулин. — Например, те, кто отработал 15 — 20 лет в Норильске, переезжали в Ленинградскую область, Поволжье, в район Минусинска. И, как выяснилось, наиболее комфортно чувствовали себя те, кто переезжал на юг Сибири, тем более что в районе Минусинской котловины свой уникальный микроклимат, там даже растут и плодоносят такие южные деревья, как абрикосы и черешня. А вот те, кто переезжал в Санкт-Петербург и Волгоград, адаптировались к новым условиям гораздо хуже. У многих начинались проблемы с сердечно-сосудистой системой, люди страдали от инфарктов и инсультов.
Тай или Алтай?
То же самое и с отпусками. Понятно, что сибирякам, уставшим от долгих морозных зим, хочется поехать куда-нибудь к теплому морю, тем более выбор сейчас огромен и ограничивается лишь финансовыми возможностями: хочешь — поезжай в Египет или Таиланд, при желании можно махнуть и в Доминиканскую республику, и в Новую Зеландию. Казалось бы, весь мир открыт, но открыт он лишь для здоровых людей. Тем, у кого имеются хронические заболевания, лучше воздержаться от отпускного экстрима и отдыхать в привычной климатической зоне.
Вячеслав Хаснулин приводит такой пример. В свое время наши ученые наблюдали за людьми, страдающими ишемической болезнью сердца, которые выезжали на отдых и лечение в другие регионы России. Хоть это и может показаться странным, те, кто проводил отпуск на курортах Сочи, почувствовали не улучшение, а ухудшение самочувствия. Дело в том, что на Черноморском побережье Кавказа для сердечников слишком влажно и жарко, и случалось, что лечение заканчивалось инфарктом миокарда.
Более комфортными для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, являются курорты южного берега Крыма, который, к сожалению, сегодня принадлежит другому государству. Кстати, те участники исследования, кто приезжал на отдых и лечение на курорты южного Урала (Екатеринбург) и Западной Сибири (Томск), чувствовали себя вполне комфортно. Конечно, исследований о том, как себя чувствуют сибиряки в жарких странах, никто не проводил, но уж лучше не рисковать и поехать на Алтай, а не в Тай.
Вообще, с точки зрения Вячеслава Хаснулина, то, насколько комфортно будет чувствовать себя человек в той или иной климатической зоне, во многом зависит от того, где жили его предки. Если они веками проживали на одной и той же территории, то их потомки адаптируются к местному климату, каким бы суровым он ни был. Пример тому — народы Крайнего Севера, которые легко переносят холода, полярную ночь и отсутствие свежих овощей и фруктов в рационе.
Но дело в том, что Сибирь — своего рода Ноев ковчег, где всякой твари по паре. Только за последние сто лет было несколько крупных волн миграции: сюда ехали столыпинские переселенцы, потом — эвакуированные в годы Великой Отечественной войны, а еще позже те, кто поднимал целину и строил БАМ. Люди ехали из самых разных регионов России, так что сегодня найти коренного сибиряка, несколько поколений предков которого родились на этой земле, достаточно проблематично. К тому же человек сам влияет на условия жизни. К примеру, чуть более полувека назад Обского водохранилища попросту не существовало, и климат был более сухим. Так что выход один — вести правильный образ жизни, заниматься спортом и закаливанием, питаться экологически чистыми продуктами, не переедать и не приобретать вредных привычек. Только таким путем можно попытаться преодолеть факторы, которые от нас не зависят.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Знал бы прикуп — жил бы в Сочи
Споры за звание полюса холода Северного полушария ведут между собой два поселения в Якутии — город Верхоянск (население 1 200 человек) и село Оймякон (население около 500 человек).
Официально это звание принадлежит Верхоянску, так как 5 февраля 1892 года на местной метеорологической станции была зафиксирована температура минус 67,8 градуса, что является рекордом за историю официальных метеонаблюдений в Северном полушарии. В Оймяконе тогда не велись метеонаблюдения, однако неофициально в 1924 году академиком Сергеем Обручевым там была зарегистрирована температура минус 71,2 градуса. В республике Коми находится самое холодное место Европы — это деревня Усть-Щугор с населением около 50 человек. 31 декабря 1978 года здесь была зафиксирована температура минус 58,1 градуса.
Самое жаркое место в России — метеостанция Утта в Калмыкии, где 12 июля 2010 года зафиксирована температура плюс 45,4 градуса, что является рекордом высокой температуры в истории метеонаблюдений. Самым же комфортным для проживания местом традиционно считается черноморское побережье Кавказа, а конкретно — Сочи и его окрестности.